Занятие по математике в старшей группе: «На поиски сокровищ»

Цель занятия:

  • учить детей составлять задачи по рисунку;
  • закрепить навыки количественного счета, знания цифр 1-8, совершенствовать навыки арифметических действий;
  • продолжать формировать представление о свойствах и размере предметов, умение ориентироваться в заданном направлении;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать внимательность, самостоятельность.

Материалы:

  • демонстрационный: фланелеграф, лист бумаги (формат АЗ или А2) с нарисованной сеткой с ячейками — основа для игры «Искатели сокровищ»; кружочек, бумажные стрелки (15 шт.); плоские фигурки (два мяча, три зайца, два яблока, две конфеты), карточки с цифрами 1-8, знаками «-», «+», «=»; рисунок с изображением кеглей, записи под рисунком;
  • раздаточный: лист бумаги, платочек, карточки с цифрами 1-5, знаками «-», «+», «=»; числовые карточки с общим количеством предметов на каждой от 1 до 8, закладка, счетная палочка.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Психогимнастика.

Воспитатель. — Дети, сегодня у нас с вами необычное занятие, сегодня мы с вами отправимся на поиски сокровищ. Вы хотите отправиться на поиски сокровищ?

— Мы поплывем через бескрайнее море, а поплывем мы вот на этой лодке. А вы хотите иметь собственную лодку?

— Тогда давайте мы ее сконструируем.

Конструирование лодки из бумаги. (показ, объяснение, индив. помощь)

Игра «Искатели сокровищ»

Воспитатель обращает внимание детей на сетку с ячейками, размещенную на фланелеграфе.

Это карта, с помощью которой мы с вами сможем добраться до спрятанного сокровища. Для этого нам необходимо проложить к нему путь. Поставим кружочек на точку — отсюда начнем движение.

Каждый шаг отмечайте стрелкой. (Задачу может выполнять поочередно несколько детей, каждый делает один шаг и обозначает стрелкой.)

Слушайте меня внимательно: от точки один шаг вправо; один шаг вниз; два шага вправо; один шаг вниз; два шага вправо; один шаг вниз; два шага вправо; два шага вверх; три шага вправо.

Молодцы! Вы добрались до сундука с кладом!

Но для того, чтобы открыть сундук нужно выполнить несколько задач.

Закрепление умения составлять и решать задачи.

Наташа и Дима решили потратить деньги на сладкие подарки своим родителям.

В ходе повествования воспитатель работает с фланелеграфом.

Посмотрите на карточки и скажите, что они купили. (Яблоки, конфеты.)

Сколько яблок купила Наташа? (Два.)

Сколько конфет купил Дима? (Две.)

Сколько всего сладостей купили дети (Четыре.)

Выложите задачу с помощью карточек с цифрами и знаками.

А друзья Наташи и Димы купили игрушки.

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе фигурки двух мячей, трех зайцев и предлагает детям самостоятельно составить задачу с этими предметами и записать ее решение с помощью карточек с цифрами и знаками. (В магазине купили два мяча и трех зайцев. Сколько всего игрушек купили в магазине?) Для проверки к фланелеграфу можно пригласить ребенка, который выполнит данное действие и объяснит, что обозначает каждая карта (2 — это количество мячей, 3 — количество зайцев; знак «+» мы ставим тогда, когда надо узнать, сколько же всего стало игрушек, 5 обозначает, сколько игрушек всего у нас получилось, вместо слова получилось мы ставим знак «=»).

Упражнение «Кегли».

Задание выполняется индивидуально или фронтально в зависимости от уровня подготовки детей (старшая группа).

Воспитатель предлагает рассмотреть на фланелеграфе рисунок с изображением кеглей и ответить на вопросы.

Сколько всего нарисовано кеглей? (Пять.)

Сколько кеглей упало? (Две.) Сколько осталось стоять? (Три.)

После этого можно предложить составить задачу по картинке. (Дети играли в кегли. Всего было пять кеглей. Когда прокатился мяч, упало две кегли. Сколько кеглей осталось стоять?)

Затем воспитатель обращает внимание на ряд записей под рисунком, дети должны указать на ту запись примера, которая подходит к задаче и дописывают ответ с помощью точек. Аналогичную работу можно провести, подобрав другие рисунки.

Физкультминутка.

В разных углах групповой комнаты — стулья. Это «гаражи». На каждом — номер от 1 до 8. Дети — это «машины». У них в руках карточки с разным количеством предметов. По команде воспитателя

«Машины» передвигаются по комнате, по сигналу «Гараж» они должны приехать к своему «гаражу». Нужный «гараж» определяется количеством предметов на карточке, он должен соответствовать числу на «гараже». Например, если на карточке пять предметов, номер гаража — 5.

Повторение. Игра «Закладка для книги».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть закладку.

Как можно измерить ее длину?

Дети предлагают свои варианты, воспитатель выбирает тот, в котором необходимо будет использовать дополнительный предмет.

После этого детям предлагается измерить длину закладки с помощью условной меры — счетной палочки.

Если дети сами не вспомнят, то воспитатель напоминает порядок измерения.

Счетную палочку кладем на край закладки (слева направо). Затем обозначаем карандашом на закладке палочки-метки.

Каждую мерку необходимо обозначать такой палочкой.

После выполнения задания дети определяют, сколько мерок (счетных палочек) уместилось в их закладках. Для закрепления умения измерять предмет с помощью условной мерки можно дать детям возможность потренироваться на полосках бумаги разной длины.

Итог занятия. Рефлексия

Вот теперь наш сундук может открыться, но сначала скажите, что мы сегодня делали на занятии?

Что Наташа и Дима купили своим родителям?

Сколько игрушек купили в магазине друзья Наташи и Димы?

Какая задача вам понравилась больше всего? Почему?

Воспитатель открывает сундук и дети получают конфеты.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: