Занятие в старшей группе (математика): «Математическая копилка»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему:  Вычитание. Знак «минус». Часть. Целое.

Цель:

  • формировать у детей представление о вычитании (удаление из группы предметов некоторой части);
  • познакомить со знаком «минус»;
  • учить читать запись примеров из цифр;
  • закрепить умение использовать знак «–» в решении примеров, умение составлять целое из частей;
  • закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник);
  • развивать наблюдательность и воображение;
  • воспитывать трудолюбие.

Материалы:

  • демонстрационный: мяч (или мягкая игрушка), фланелеграф, фигурки пяти лягушат, набор фигур для составления примеров, карточки со знаками «+», «-», «=», карточки с рисунками из геометрических фигур;
  • раздаточный: карточки с цифрами 1-5, знаки «+», «-», «=», наборы фигур для составления примеров, пять треугольников, три конверта с геометрическими фигурами для игры «Сложи картинку».

Ход занятия в старшей группе детского сада

1. Психогимнастика

 2. Дидактическая игра «Счет цепочкой»

Игра позволяет закрепить количественный или порядковый счет в пределах 10. Игру можно проводить по кругу с использованием мяча или мягкой игрушки. Один ребенок передает мяч, называя число, второй берет мяч, называя следующее число и тому подобное. Усложнить игру можно, не передавая мяч по кругу, а бросая каждому из детей, стоящих в кругу. Задача того, кто поймал мяч, — назвать следующее число и бросить мяч дальше.

3. Знакомство с действием вычитания. Дидактическая игра «День-ночь».

Воспитатель сопровождает рассказ показом на фланелеграфе, дети работают с геометрическими фигурами. На фланелеграфе выкладывается пять лягушат.

— Сколько лягушат? (Пять.)

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза при слове «Ночь!» и забирает одного лягушонка. При слове «День!» дети открывают глаза. Воспитатель обращает внимание на то, что изменилось количество лягушат.

— Кваканья стало меньше или больше? (Меньше.) Выложите перед собой столько треугольников, сколько лягушат было сначала.

— Что произошло потом? (Спрятали одного лягушонка)

— Сколько осталось? (Четыре) Покажите это действие с помощью треугольников.

— А теперь запишем это действие с помощью чисел и знаков. Воспитатель предлагает детям выложить карточки с цифрами 5 и 1.

— Можно ли между этими цифрами поставить знак «+»? Почему? Какое действие выполняет знак «+»? (Добавление.)

— А какое действие мы выполняли? (Варианты ответов.)

Воспитатель подводит детей к общепринятому названию этого действия «вычитание» и знакомит со знаком «–».

— Для выполнения этого действия используется знак «–». Это означает, что количество предметов убирают (уменьшают).

— Запись 5 – 1 = 4 будет читаться так: пять минус один равно четыре.

4. Физкультминутка.

Есть у мамы пять малышат,

Пять зеленых лягушат.

Вот они — рядышком спят,

Раз, два, три, четыре, пять!

Лягушат ровно пять

Вышло из дома погулять!

физминутка для дошкольников, физминутка лягушата, занятие в старшей группе

5. Закрепление представлений о действиях сложения и вычитания.

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе поочередно кружочки: три, потом один, комментируя действие.

а) — Сколько кружков было? Сколько я добавляю? Сколько всего стало кружочков?

— Какое действие выполняли? (Прибавление.)

— Почему вы так решили? (Мы складывали кружочки.)

— Теперь, можем воспользоваться знаком «+».

б) — Прочитайте запись этого примера. Воспитатель выкладывает на фланелеграфе два треугольника, знак «+», один треугольник.

Какое действие выполняется в нем? (Добавление.)

— Попробуйте самостоятельно составить примеры, используя наборы с фигурками и карточки со знаками.

6. Закрепление представления о сложении целого из частей. Игра «Сложи картинку»

Воспитатель делит детей на три команды. Каждой команде выдается конверт с геометрическими фигурами, из которых складывается определенная картинка.

Воспитатель предлагает рассмотреть, из каких геометрических фигур состоят картинки, и составить такую же. Затем просит рассказать о расположении той или иной фигуры на рисунке.

7. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало»

На фланелеграфе выкладываются геометрические фигуры в определенном порядке. Дети называют их и запоминают расположение. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну или две фигуры. Открыв глаза, дети должны определить, каких фигур не хватает. Игра повторяется два-три раза.

8. Итог занятия. Рефлексия

— С каким действием вы познакомились сегодня?

— Какой знак помогает выполнить это действие?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: