Дидактические игры на развитие мышления дошкольников

Несколько простых и интересных игр, которые помогут ребенку в игровой форме развить ценный навык креативного мышления. Творческая игра является важным средством умственного воспитания, формирование фундаментальных психических процессов (восприятия, мышления, речи, памяти, воображения).

  1. «Мой любимый цвет»
  2. «Пофантазируем»
  3. «Плохая мысль – хорошая мысль»
  4. «Представь, что ты…»
  5. «Что изменилось?»
  6. «Покажи этого героя таким, каким ты его представляешь»
  7. «Сделай по-другому»
  8. «Придумай добрый поступок»

Дидактическая игра «Мой любимый цвет»

Цель: способствовать развитию познавательной активности, умение творчески подходить к решению задачи, развивать воображение, фантазию.

Материал: карточки с предметными рисунками определенного цвета.

Ход игры. Предложите детям поочередно назвать различные предметы и явления любимого цвета. Например, если любимый цвет голубой, то ребенку могут нравиться такие предметы и явления, как бант, Василек, небо, подснежник и тому подобное.

Дидактическая игра  «Пофантазируем»

Цель: формировать креативное мышление, развивать мелкую моторику рук, логическое мышление. Учить составлять фантастические фигурки с помощью различных предметов. Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Материал: подручный и природный материал, силуэтные изображения из картона, кисти, клей, пластилин, салфетки, стеки, ножницы.

Ход: воспитатель раскладывает на столе силуэтные изображения из картона. Дети выясняют, на что похожи силуэтные изображения. Им предлагается образовать необычные, фантастические персонажи из разнообразного материала, составить о них рассказы.

Дидактическая игра  «Плохая мысль – хорошая мысль»

Цель: способствовать развитию умения видеть в одном и том же предмете противоположные свойства, находить противоречия, смотреть на одни и те же явления под противоположными углами зрения.

Наиболее распространенной оценкой у детей является категория «хорошо-плохо». На использовании такой оценки и построена эта игра.

Предложите ребенку оценить, пользуясь этой категорией, такие явления природы, действия и предметы:

Зима, лето, осень, весна;

Дождь, снег, солнце, ветер, огонь;

Есть, спать, прогуливаться в лесу, лазить по горам;

Пить лекарство, делать зарядку, умываться;

Нож, тарелка, стекло, утюг.

Рассмотрим несколько примеров.

Лето: хорошо-потому что в это время года тепло, можно купаться, не нужно долго одеваться; плохо — потому что бывает очень жарко, часто потеешь, можно «сгореть »на солнце.

Огонь: хорошо — потому, что согревает, подогревает пищу; плохо — потому что обжигает кожу, от него возникают пожары.

Когда ребенок найдет добрые и плохие стороны приведенных явлений, действий и предметов, предложите ему самостоятельно называть любые предметы, которые попадаются на глаза и находить в них противоположные качества и функции, оценивать, что в них хорошее, а что плохое; чем они могут понравиться, а чем нет; в чем может быть их польза, а в чем вред, и т.д.

Дидактическая игра  «Представь, что ты…»

Цель: учить обобщать и анализировать знания, приобретенные во время практической деятельности и из собственного опыта, развивать познавательную активность, желание экспериментировать и творчески мыслить.

Воспитатель спрашивает ребенка: «На чем ты сидишь?». Ребенок отвечает. Затем ему предлагается представить и изобразить, как бы он испугался, если бы сидел на крыше (на верхушке дерева). Ребенка спрашивают: «Что ты увидел?» Потом предлагают представить себе и показать, как бы он удивился, если бы увидел веселую лисичку (крупную птицу, медведя); как бы он испугалась, если бы увидел дракона ( чудовище, Бабу Ягу).

Вопрос: «Кого встретил?» Ребенок показывает, как бы он обрадовался, если бы приехала бабушка (брат, друг)

Вопрос: «Кого проводил?» Ребенок изображает грусть от того, что уехала мама (потерялся щенок, котенок, заболел друг, сломалась любимая игрушка)

Вопрос: «На кого рассердился?» Ребенок представляет и изображает, как бы он рассердился, если бы у него отняли новый велосипед (конфету, игрушку).

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, логического мышления, усидчивости.

Материал: парные картинки, имеющие одно различие между собой.

Ход. Вариант № 1 Взрослый показывает ребенку иллюстрацию и предлагает ее рассмотреть, описать, затем предлагает рассмотреть вторую часть иллюстрации.

При рассматривании второй части иллюстрации предлагает ребенку найти отличия и определить, чем они отличаются.

Вопрос:

— Кто нарисован на картинке?

— Из какой сказки (мультфильма) этот герой?

— Какой он, добрый или злой?

— Кто нарисован на другой картинке?

— Они разные или одинаковые?

— Чем похожи?

— Чем они отличаются?

— Какая история приключилась с Буратино?

— Сможешь рассказать?

— А с кем львенок пел песню?

— Сможешь вспомнить эту песню? О чем эта песня?

— А кого из этих героев ты пригласил бы на свой день рождения?

Вариант № 2 ребенку предлагается рассмотреть две на первый взгляд похожие картинки отметить в них все отличительные элементы рисунка.

Вопрос:

— Кто нарисован на картинке?

— Из какой сказки (мультфильма) этот герой?

— Кто нарисован на другой картинке?

— Они разные или одинаковые?

— Чем они отличаются?

— Посчитай сколько отличий.

— На какой картинке отличий больше? На сколько больше, на сколько меньше?

— Какого цвета отличия?

(Какого цвета облако, солнышко, бабочка, сколько шариков и какого они цвета?)

— Какая картинка тебе больше всего понравилась?

— Какая картинка интереснее?

— А чем она тебе понравилась?

Дидактическая игра  «Покажи этого героя таким, каким ты его представляешь»

Цель: развивать у детей театральные способности, воспитывать интерес к сказкам.

Материал: карточки с изображением любого известного сказочного персонажа

Ход игры. Каждый ребенок вытягивает для себя карточку с изображением любого известного сказочного персонажа и попытается показать его с помощью движений, так как его представляет ребенок. Другие дети пытаются его отгадать.

Дидактическая игра «Сделай по-другому»

Цель: учить детей подбирать слова-антонимы.

Воспитатель называет слово, а дети отвечают, подбирая антонимы.

Дидактическая игра «Придумай добрый поступок»

Цель: систематизировать информацию о добре; пополнять запас детей словами вежливости.

Ход игры. Воспитатель говорит, видите, как много здесь разных предметов: зернышки, сломанная сумка, порванная книжка, грязная чашка, лист бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите какой?

Ответы: Например: книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листе нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку и т.п.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: