Возможности родителей в решении проблем речевого развития детей дошкольного возраста

В последние годы наблюдается тревожная тенденция-в младшие группы детского сада поступает все больше детей, имеющих задержку речевого развития. Не имея возможности оценить серьезность такого отставания, родители часто драматизируют ситуацию. И начинают сосредоточивать усилия на всевозможные формы стимулирования речевого развития. Результатом такой настойчивости со стороны родителей может быть избегание ребенком самой ситуации общения, что в свою очередь только усложняет проблему.

Цель статьи – проанализировать проблемы речевого развития детей в семье и ознакомить родителей с методическими рекомендациями по речевому развитию, используя коррекционно-педагогический опыт последних исследований.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Проблема развития речи детей дошкольного возраста была и остается одной из актуальных. В чем причины? Что негативного влияет на развитие речи детей? Экология? Родовые травмы или болезни матери во время беременности? Недостаток общения с родителями? Или просто педагогическая запущенность? А возможно и первое, и второе, и третье…

Типичные проблемы развития речи дошкольников – однословные предложения, неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неумение грамматически и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это нужно. Неумение построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста своими словами. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать силу голоса и темп речи. Недостаточно развито фонематическое восприятие и неумение делать звуковой анализ слов. Нарушение звукопроизношения и дикции.

Речь ребенка не является врожденным талантом, а формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендации педагогов и специалистов дошкольного учреждения на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и бросают процесс развития речи на самотек.

Ни одна, даже самая лучшая развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольной организации не созданы условия для привлечения родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.

Условием успешного речевого развития ребенка в семье является его общение со взрослыми:

  1. Эмоциональное общение с ребенком с момента его рождения.
  2. Создание условий для общения с другими детьми.
  3. Совместные игры взрослого с ребенком. Ребенок подражает действию взрослого. Именно это подражание и является одним из важнейших механизмов формирования общения и речи в раннем возрасте.
  4. Речь взрослого – пример для подражания. Речь ребенка развивается в результате подражания речи окружающих. Взрослым необходимо следить за своей речью.
  5. Развитие мелкой моторики рук: застегивать пуговицы, крючки, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки; играть с конструктором, мозаикой, кубиками; играть с вкладышами; резать ножницами; рисовать; рисовать различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, гуашью, акварельной краской и др.
  6. Удовлетворять любопытство ребенка. Не оставлять без ответа вопрос ребенка. Давать возможность ребенку набирать познавательный опыт в самой разнообразной деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой.
  7. Читать художественную литературу. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
  8. Разучивание стихов. При изучении стихов с детьми решается сразу несколько задач: научить читать стихи перед слушателями и воспитывать любовь к поэзии.
  9. Рассказывание стихов руками. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного звукопроизношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.
  10. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.
  11. Своевременное устранение недостатков речи ребенка.

Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения с целью подготовки ребенка к школе, знание некоторых приемов, которые использует логопед в работе по развитию речи детей, — все это, обязательно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

Задача дошкольного учреждения – вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.

Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Взрослые ведут ребенка в детский сад, гуляют во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может наградить природа наблюдательного человека.

Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. При этом, необходимо учитывать, что плохая речь может очень негативно повлиять на грамотность, так как письменная речь формируется на основе устной. Некоторые недостатки в речи ребенка, можно исправить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. И ряд недостатков исправить легко и доступно родителям.

При организации взаимодействия с родителями используются традиционные формы, которые хорошо зарекомендовали себя в свое время, но не всегда учитываются трудности и возможности современных родителей, такие как беседа, консультация, информационные ширмы в группе. Как правило, все они нуждаются в непосредственном присутствии родителей в течение некоторого времени в детском саду, что не всегда возможно и удобно для них. Поэтому очень важно использование с этой целью компьютерных технологий.

Современные дошкольные учреждения имеют информационные сайты, на которых представлена работа заведения и каждый специалист может разместить на нем материалы для родителей, которые имеют информацию по развитию детей: тесты, задачи, практические рекомендации, ссылки на литературу для чтения. Можно каждую неделю сообщать родителям о том, какие темы были пройдены, о чем было бы полезно поговорить с ребенком.

Таким образом, если механизм преемственности между семьей и дошкольным учреждением будет осуществляться не с момента поступления ребенка в детский сад, а гораздо раньше, появится возможность раннего просвещения родителей, и, как следствие, снижение количества детей с задержкой речевого развития, которые приходят в младшую группу детского сада.

Организация преемственности в работе дошкольного учреждения и семьи, эффективное взаимодействие педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если их объединяет одна цель. Также родители открыты для диалога, а педагоги, учитывая возможности родителей, дифференцированно подходят к каждому случаю и тактично подводят родителей к пониманию необходимости педагогических знаний, активной позиции сотрудничества и решающей роли семьи в важном деле воспитания и развития ребенка. Чем раньше начнется такая работа, тем эффективнее она будет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: