Логопедическое занятие в старшей группе: «Такой интересный транспорт»

Цель:

  • систематизировать и обобщить знания детей о транспорте;
  • обогащать словарный запас детей: существительными (машина, автобус, метро, трамвай, поезд, грузовик, шофер, водитель, кондуктор, остановка, билет, гараж, пилот, машинист, капитан, такси, самолет, вертолет, корабль, лодка, мотоцикл, велосипед);
  • прилагательными (пассажирский, грузовой, железнодорожный, наземный, воздушный, водный, специальный, городской);
  • глаголами (ехать, сигналить, останавливаться, ломаться, ремонтировать, буксовать, стоять, плыть, уплывать, припливать, лететь, взлетать, приземляться, отбывать, прибывать);
  • наречиями (быстро, удобно);
  • образовывать глаголы с помощью приставок (в-, от-, за-, под-, вы);
  • определять на слух шумовые звуки транспорта;
  • формировать звукопроизношение дошкольников, развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат и слуховое восприятие;
  • закрепить умение группировать предметы по определенным признакам;
  • дифференцировать звуки (Р), (Л);
  • делать звуковой анализ слов (машина, гараж, колесо …);
  • учить составлять рассказ по рисунку;
  • развивать мелкую моторику в логоритмических упражнениях, память, внимание, фонематический слух – выделение звука в слове, развивать логическое мышление;
  • учить детей контролировать свою речь.

Оборудование: карточки «загадки» с изображением транспорта, «Артикуляционные карточки», карточки с изображением машины, самолета, колеса и прочее для разбора звукового анализа слов; карандаши; карточки «Какой предмет лишний?»; игрушечные животные; карточки «Части транспорта»; игрушечный транспорт.

Ход логопедического занятия в старшей группе детского сада

  1. Организационный момент.

Дети заходят и здороваются.

Добрый день, мои малыши!

Очень рада вас приветствовать.

Наберем в ладони смеха,

Кинем всем гостям на потеху.

Навострим наши уши,

Чтобы могли внимательно слушать.

Логопед: На наших занятиях есть одно главное условие, мы все звуки, все слова произносим четко, громко и правильно, у нас есть девиз и давайте мы его скажем. (Дети вместе проговаривают).

Мы будем разговаривать,

Произносить все звуки,

Громко, четко, умело,

Чтобы все нас понимали.

  1. Основная часть.

Логопед: Сегодня мы отправимся в путь,

Но, представьте себе, друзья, — не пешком.

Чтобы ездить, быстро плыть и летать,

Во что надо сесть девочкам и мальчикам? (В транспорт)

— А на чем мы будем путешествовать, мы узнаем, когда посмотрим на эти необычные карты. Чтобы их рассмотреть, надо на них подуть. (Дети дуют и называют транспорт).

— Обратите внимание, какая цифра изображена на ваших рисунках. (Дети называют от 1 – 6).

— Эти цифры определят, в какой последовательности и на чем мы будем путешествовать ( 1 – легковой автомобиль; 2 – автобус; 3 – самолет; 4 – поезд; 5 – корабль; 6 – грузовик).

— Итак, мы с вами отправимся в путешествие на разных видах транспорта.

— Но прежде чем стать пассажирами, давайте мы поиграем в интересную игру.

Дидактическая игра «Звуки транспорта».

(Видео-презентация. Дети на слух определяют звуки транспорта и его виды).

— С этим заданием мы справились и можем отправляться в путешествие.

— Какой вид транспорта у нас под номером 1? (Легковой автомобиль)

— Молодцы, давайте представим себя пассажирами этого легкового автомобиля (показ картинки).

(Дети садятся на стулья).

— Пока мы будем ехать, немного поиграем.

Говорить каждый привык

Имеет каждый из нас язык

Но не всех он привык слушаться.

А чтобы он стал послушным, мы сделаем несколько упражнений.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Лопатка».

лопатка

Упражнение «Чашка».

чашечка

Упражнение «Индюк».

индюк

Упражнение «Лошадка».

лошадка

Упражнение «Гармошка».

упражнение гармошка

Упражнение «Маляр».

упражнение маляр

Упражнение «Качели».

упражнение качели

Упражнение «Конфетка».

упражнение конфетка

— А пока мы будем ехать, давайте определим, сколько слогов в слове «машина»?

— Назовите первый звук в слове  «колесо»?

— Кто управляет автомобилем? (водитель, шофер)

— Что может делать автомобиль? (ехать, стоять, ломаться, тормозить, буксовать, сигналить)

— Вот наша первая остановка (дети встают со стульев).

— На чем мы будем путешествовать дальше? Что у нас изображено на картинке номер 2? (автобус)

— Но чтобы стать пассажирами автобуса, нам нужны билеты (дети получают билеты с изображением транспорта и делают звуковой анализ слов).

— Дети, а вы знаете кто такой «кондуктор»?

— А сейчас я стану «кондуктором» и проверю ваши билеты (логопед проверяет правильность выполнения заданий и дети становятся пассажирами автобуса; садятся на стулья).

Логопед. Мы в автобус дружно сели,

В окошко посмотрели,

Наш шофер нажал педаль,

И автобус едет вдаль.

— А пока мы едем, посчитаем слова в предложении: Пассажиры едут в автобусе. Самолет летит высоко. Корабль плывет.

Дидактическое упражнение «Эвристическая беседа».

— Ты время не теряй, на вопрос быстро отвечай.

— Каким транспортом чаще всего путешествуют люди? (автобусом, автомобилем, поездом, кораблем, самолетом).

— Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (пассажирский).

— Как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой).

— Как называется транспорт, который ездит по железным рельсам? (железнодорожный).

— Как называется транспорт, который летает в воздухе? (воздушный).

— Как называется транспорт, который движется под землей? (подземный).

-Как называется транспорт, который перевозит пассажиров по городу? (городской)

Физминутка.

— А сейчас у нас остановка, будет у нас физкультминутка (логоритмическое упражнение «Автобус» в музыкальном сопровождении).

Логопед. — На чем мы будем путешествовать, транспорт под номером 3? (самолет).

— Чтобы стать пассажирами самолета нам тоже нужны билеты (дети получают карточки, в которых нужно определить «Что здесь лишнее?», Почему? Дети объясняют).

— Ну что, занимайте свои места и представьте себя пассажирами этого самолета.

— Пока будем лететь, немножко поиграем.

-Кто управляет самолетом? (пилот, летчик, штурман)

— Что может делать самолет? (лететь, взлетать, приземляться)

— На чем еще можно летать, кроме самолета? (парашюте, ракете, вертолете, воздушном шаре)

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Отъехал – (подъехал);

Выехал – (заехал);

Отлетел – (прилетел);

Заплыл – (выплыл);

Отток- (приток)

Отбыл – (прибыл);

-Время пересесть на другой транспорт, транспорт у нас под номером 4? (поезд)

Логопед. -Я слышу какой-то шум, ой, да это у поезда собрались зверушки и не могут разобраться в какой вагон им нужно сесть, давайте поможем им. В 1 вагоне поедут животные в названии которых есть звук (Р), во 2 – звук (Л), а в 3 – поедут животные в которых этих звуков нет.

— А в 4 вагончике поедем мы и представим себя пассажирами этого необычного поезда.

— Пока будем ехать, давайте отгадаем загадки.

Есть труба, и то не печка

Есть окошко, и не дом

Еще у него есть колеса

И по рельсам едет он. (поезд)

И т.д.

— Дети, а кто же управляет поездом? (Машинист)

— А кого и что можно перевозить поездом? (пассажиров, грузы).

— А где останавливается и откуда отправляется поезд? (от железнодорожного вокзала или остановки).

— Хорошо, молодцы, вот уже и наша остановка.

— На чем мы отправимся дальше, транспорт под № 5? (корабль)

— Но чтобы стать пассажирами корабля, нам снова нужны билеты. Сейчас я вам раздам билеты» на которых изображены части транспорта, а вы должны сказать, что хотел нарисовать художник.

— Итак, давайте займем свои места на корабле и представим себя пассажирами корабля.

А кто же управляет кораблем? (капитан, а помогают матросы)

А какой еще транспорт может плавать? (лодка, пароход, катер, плот, корабль, подводная лодка).

-А что может делать корабль? (плыть, отходить, причаливать, раскачиваться, подавать сигнал, перевозить пассажиров и грузы)

— А вы знаете для чего якорь?

— Вот мы уже причалили и выходим на берег.

— У нас остался еще один транспорт? (грузовая машина)

— Дети, а мы можем все вместе стать пассажирами грузовика? Почему? (потому что она перевозит грузы, а не пассажиров).

— А давайте мы рассмотрим эту грузовую машину и составим о нем рассказ по следующим вопросам:

— Как называется это транспортное средство?

— Из каких частей оно состоит?

— Чем приводится в движение? Где движется?

— Для чего используется? Что может перевозить?

— Кто управляет этим транспортом?

— Ребята, а какой транспорт помогает людям, когда они попадают в беду? (пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина)

— Итак, наше путешествие окончилось. (Дети подходят к столику, на котором стоит игрушечный транспорт)

  1. Итог. Рефлексия

— Давайте вспомним, на каком транспорте мы отправились в путешествие? (на легковом автомобиле)

— А дальше путешествовали на чем? (автобусе, самолете, поезде, корабле, грузовике)

Дети находят эти виды транспорта.

— На каком транспорте вам больше всего понравилось путешествовать? Почему?

— Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Логопед. — Вы сегодня были молодцы! Справились со всеми заданиями, были активными, внимательными, веселыми!

— Я желаю, чтобы все ваши путешествия различными видами транспорта всегда были счастливыми, интересными, незабываемыми и самое главное – безопасными! А на память о нашем путешествии получите подарки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: