Консультация психолога «Мир эмоций ребенка»

Эмоция-это психический процесс, отражающий в форме переживаний личностную значимость и оценивание внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции нужны для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему миру.

Воспитание через эмоциональное действие-очень сложный процесс. Основная задача состоит не в том, чтобы ликвидировать эмоции, а в том, чтобы должным образом их направить.

Мир эмоций – как важная сфера развития ребенка

Эмоция-самый важный шаг на пути развития мышления.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать окружающий мир и реагировать на него, в результате определяют всю дальнейшую жизнь человека, его успешность и место в социуме.

Для ребенка распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от него определенных знаний, определенного уровня развития. Когда человек передает эмоции, он не только делает определенное выражение лица, но и приобретает определенную позу, использует жесты, соответствующие тому или иному эмоциональному состоянию. Дошкольники по большей части имеют недостаточные представления о внутреннем эмоциональном состоянии человека и его проявлениях.

Знакомить детей с собственными эмоциями и изучать их необходимо с раннего возраста. Это дает возможность детям в дальнейшем стать хозяевами своей жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, управлять словами, мыслями, поступками, чувствами уже взрослого человека и, самое главное, затруднять общение с окружающими.

Эмоциональное общение должно быть эстетичным, красивым, полным теплоты и гуманного отношения к окружающим.

Комплекс тематических знаний, упражнений и игр для дошкольников направлены на:

Расширение представлений детей о таких эмоциях как: радость, печаль, удивление, страх, обида, зависть, вина;

Развитие внимания к самому себе, своим эмоциям и переживаниям;

Развитие умения адекватно проявлять свои чувства разработано с той целью, чтобы стимулировать детей к владению своими эмоциями и чувствами, научить их эмоциональной саморегуляции, что является одной из фундаментальных черт личности.

Очень важно вовлечение ребенка в эмоциональную культуру, что будет способствовать формированию эмоционально яркой, морально богатой личности, умеющей владеть своими чувствами.

Детей необходимо обучать «языку эмоций, начиная с овладения эмоционального букваря», то есть отдельных эмоций, переданных с помощью мимики, жестов, интонации, и не допуская стихийного воспитательного процесса.

Только целенаправленная комплексная психологическая работа в учебно-воспитательном процессе позволяют реализовать задачи содержательной линии эмоционального развития дошкольника.

Поэтому любая эмоция всегда имеет несколько составляющих.

Первая-это субъективное переживание.

Вторая-это реакция организма. Например, когда человек возбужден, его голос может дрожать или повышаться вопреки его желанию.

Третья-совокупность мыслей, сопровождающих эмоцию.

Четвертая-это особое выражение лица. Например, если человек недоволен, он хмурится.

Пятая связана с генерализованными эмоциональными реакциями. Например, при негативной эмоции отношение человека к происходящим вокруг событиям становится негативным.

Шестая-это склонность к действиям, связанным с этой эмоцией, то есть склонность вести себя так, как обычно ведут себя люди, когда испытывают определенные эмоции. Гнев, например, может привести к агрессивному поведению.

Сами по себе из вышеперечисленных составляющих не является собственно эмоцией. Во время возникновения определенной эмоции все эти составляющие обнаруживаются одновременно. Более того, каждая из них может влиять на остальные составляющие. Да, когнитивная (умственная) оценка ситуации может вызвать конкурентную эмоцию.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. Направленность эмоции связана не столько с результатом деятельности, сколько с тем, насколько полученный результат соответствует мотиву деятельности, например, в какой степени достигнуто желаемое. Важно подчеркнуть, что эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. Из-за того, что эмоция отражает отношение человека к объекту, то она обязательно содержит некоторую информацию о самом объекте, то есть характеризуется наглядностью. В этом смысле отражение объекта-познавательный компонент эмоции, а отражение состояния человека в этот момент – его субъективный компонент.

Специфически человеческая функция эмоций заключается в том, что они принимают непосредственное участие в обучении, то есть осуществляют функцию подкрепления. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и дольше отражаются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда потушить ее в отношении того вида деятельности, которой занимается человек, то есть эмоции влияют на характер мотивации человека в отношении деятельности, которую он выполняет.

Эмоциональный тон аккумулирует в себе отражение самых общих признаков полезных и вредных факторов внешней среды, которые стойко сохраняются в течение длительного времени. Он позволяет человеку быстро реагировать на новые сигналы. Сведя их к общему биологическому знаменателю:

полезно-вредно, то есть переживания обеспечивают человеку возможность приспособиться к существованию в информационно неопределенной среде. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций; человек не будет иметь ни радости, ни торжества, если в заранее определенное время, совершив несколько определенных действий, он достигнет цели, достижение которой заведомо не вызывало сомнений.

Эмоции возникают тогда, когда есть недостаток информации, необходимой для достижения цели, они способствуют поиску новой информации, тем самым повышают вероятность достижения цели.

Все, с чем человек имеет дело в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, — отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство. Другие-равнодушие. Даже те отдельные свойства предметов. Информацию о которых человек получает через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают равнодушными для него. Чувствуя их, человек испытывает удовлетворение или неудовольствие – иногда выраженные, иногда еле заметные. Это своеобразная окраска ощущений, характеризующая человеческое отношение к отдельным качествам предмета.

Эмоции-это более широкое понятие, а чувства-одно из проявлений эмоционального опыта. В практической жизни эмоции – это обычно самые разнообразные реакции человека (от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений).

Для того, чтобы понять суть эмоций, необходимо принять во внимание то, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у человека сложные, многогранные эмоциональные ощущения, которые могут состоять как из удовольствия, так и из неудовольствия. Например, воспоминание о, что-либо неприятное для человека может одновременно с тяжелым ощущением вызвать и радость от сознания того, что это неприятное остается где-то в прошлом.

Все эмоции имеют общий для высших психических функций путь развития-от внешних социально детерминированных форм до внутренних психических процессов. С психолого – педагогической точки зрения ранний детский возраст (от одного года до трех лет) является одним из главных в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Этот возраст связан с тремя фундаментальными активами ребенка:

  • Прямохождением
  • Речевым общением
  • Наглядной деятельностью

Эмоциональность ребенка связана с процессом восприятия. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут успокаивается и живо интересуется новыми обстоятельствами. Он неспособен расстраиваться из-за того, что в будущем его ждут неприятности, и он не может не завидовать тому, что через пять дней ему что-то подарят.

Желания ребенка неустойчивы, быстро проходят, он не может их сдерживать; их ограничивают только наказания и поощрения взрослых. Все желания имеют одинаковую силу: в раннем детстве отсутствует суперядность мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Кроме того ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он на самом деле расстроен, то взрослому стоит показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем – то интересным-и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переводит внимание, с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоциональной сферы ребенка определяет прогресс других личностно значимых свойств-способности общаться, развития самостоятельности и самосознания.

Дошкольное детство-большой отрезок жизни ребенка. Условия в это время расширяются. Ребенок открывает для себя мир человеческих взаимоотношений, различных видов деятельности. Расширяется круг эмоций, свойственных ребенку.

Следовательно, человек делает вывод об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса и тому подобное.

Так, на протяжении детства эмоции преодолевают путь прогрессивного развития, приобретая более богатое содержание и более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: