Практикум для психологов ДОУ: «Особенности психологического консультирования родителей»

1) Упражнение на знакомство «Возьми салфетки» 

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а также создает в группе веселую позитивную атмосферу.

Необходимые материалы: бумажные салфетки.

Размер группы: 6-20 человек.

Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «В случае, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Вариант: Можно попросить участников поделиться фактами не о себе, а информацией, так или иначе связанной с темой тренинга.

Вступление. «Семья и работа психолога с ней»

Семья — это первая ступень в жизни человека. Роль семьи в воспитании детей огромна. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания, умения и навыки жизни в обществе. Под влиянием взрослых формируется основа его мировоззрения, усваиваются нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я». На определенном отрезке дороги ребенок вступает в дошкольное учреждение. С этого момента идти ребенку на пути своего детства становится труднее. Легче, если родители обеспечат ребенку защиту, поддержку, эмоциональный комфорт, учитывая, что именно в детском саду возникают первые трудности, связанные с развитием и поведением ребенка. Труднее, если родители не станут участвовать в жизни ребенка, своевременно не окажут помощь, тем самым сформировав негативные черты личности, закрепив нежелательное поведение ребенка.

Работа с родителями и семьей в целом представляет собой важное направление в деятельности психолога, так как именно в семье осуществляется воспитание и социализация ребенка.

Основными формами взаимодействия психолога с родителями в детском саду являются:

консультации;

тренинги с родителями;

беседы с родителями;

информационные уголки;

выступления на родительских собраниях.

2) Упражнение «Спаси птенца» 3 мин

Психолог. Сейчас я предлагаю вам упражнение, для этого, пожалуйста, встаньте. Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец.

Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согни руки в локтях и приблизить их к себе.

Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием.

А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел.

Улыбнитесь ему и не унывайте. Он еще вернется к вам.

Вот как сейчас мы бережно относились к маленькому птенчику, так мы в своей работе работаем с детьми. Можно отметить, что роли психолога во взаимодействии с родителями разнообразны и связаны с индивидуальными особенностями каждого дошкольника, однако несомненно, что в детском учреждении мы прежде всего представляем интересы ребенка, занимаем активную позицию по отношению к нему, стремимся достичь максимального взаимопонимания и взаимодействия с родителями и воспитателями в пользу ребенку.

А сегодня мы говорим с вами о консультировании родителей.

Во-первых, хочу остановиться на двух типах семей и их характеристиках.

3) Мозговой штурм «Функциональная и дисфункциональная семья» 

Функциональная и дисфункциональная семья

Разделяют два типа семей: дисфункциональная семья и функциональная семья. А вот какие у них характеристики — это мы выясним вместе с вами. (Работа по кругу).

К какому типу семьи относится такая характеристика, как:

отрицание проблемы и поддержка иллюзии;

проблемы признаются и решаются;

вакуум интимности (нет личного пространства членов семьи);

поощряются свободы (свободы восприятия, мысли, чувств, желания, творчества)

каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся;

замораживание правил и ролей (или непонятные правила);

конфликтность во взаимоотношениях (одиночество в семье)

члены семьи умеют удовлетворять свои потребности;

не дифференцированность «Я» каждого члена (если мать сердится, то сердятся все)

границы личностей или смешанные или наглухо разделены невидимой стеной;

родители делают, что говорят;

ролевые функции выбираются, а не навязываются;

все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдо благополучия (не выносить ссор из семьи)

в семье есть место развлечениям;

склонность к полярности чувств и суждений (или белое или черное, серого нет);

ошибки прощаются, на них учатся;

закрытость системы (не общается ни с кем в окружении)

гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

абсолютизация свободы и контроля (один управляет всеми)

Нередко то, как складывается контакт между родителями и психологом влияет на результативность коррекционно-развивающего процесса. В идеале, родители прислушиваются к советам и рекомендациям психолога, способствуют скорейшей социализации и развитию своего ребенка, коррекции его поведения.

Однако, бывают родители, которые со своими особенностями затрудняют работу психолога. К таким родителям можно отнести следующие распространенные типы родителей: тревожные, проявляющие гиперопеку, депрессивные, истероидные, параноидальные. Понимание основных черт, характеристик, конфликтов того или иного типа, помогает определить стратегии работы с такими детьми и родителями.

Работа в группах «Типы родителей»

Хочу подчеркнуть, что мы не ставим диагнозы, а работаем с этими понятиями в своем профессиональном кругу, чтобы понимать, как взаимодействовать с такими людьми, если они к нам пришли на консультацию.

Разобьемся на группы по любимым цветам (синий, желтый, зеленый, красный, голубой, оранжевый). Вам нужно в группе проработать предоставленный вам материал и заполнить таблицы. А потом представить обсуждение.

Родитель, проявляющий гиперопеку: отвергает ребенка на бессознательном уровне, чувствует вину и опекой компенсирует это. Благополучный, педантичный, контролирующий, ждет быстрого результата, вызывает раздражение, сложно найти контакт, может быть агрессивен. Проникает в Я ребенка и поселяется в нем.

Ребенок под воздействием гиперопеки: растет тревожным, беззащитным, не понимает себя и своих желаний, инфантильный, с размытыми границами (границами), находится в слиянии с матерью (симбиоз), нет потребности в общении с другими людьми.

Что делать психологу во время консультации с родителем (мамой), проявляющей гиперопеку: поддержать авторитет матери и ее активность, внимание на мать, на ее ресурсы, на хобби, поощрять выражать свои чувства, рассказывать об адекватности агрессии, следует предлагать игры с ребенком, где роль мамы будет выполнять ребенок, вести ежедневный дневник наблюдений за ребенком, что поможет матери найти эмоциональный контакт с ребенком, разрывать связь нужно медленно и не резко.

Тревожный родитель (мать): чувство вины к ребенку на сознательном уровне, не уверена в себе, много рассказывает, суетится, надоедливая, ищет авторитетную личность, на кого переложить ответственность, находится часто в роли ребенка, переполнена страшными фантазиями, не имеет опоры, не доверяет детям, не может контролировать ребенка.

Ребенок под влиянием тревожной матери тревожный, склонен к неврозам (кусание ногтей, тики), сильно привязан к маме, часто у него ночные кошмары, боится общаться с другими людьми, часто болеет, может стремиться именно туда, куда нельзя, что увеличивает риск получения травмы; может не знать предела своих возможностей, тогда в любой момент, если мать на минуту отвернется, он может не справиться с ситуацией и пострадать.

Что делать психологу во время консультации с тревожной матерью: возвращать ответственность за ребенка маме, обозначить тревогу матери; поддерживать все ее самостоятельные решения, укреплять ее инициативность, показать, где заканчиваются ее фантазии и начинается реальность; укреплять ее самосознание помогают детские праздники; поговорить о ее обязанностях и правах, подбирать притчи.

Мать «Снежная Королева»: холодная, сдержанная, жестокая, контролирующая ребенка, вызывает чувство осуждения, не понимает ребенка, закрывает собственными требованиями «Я» ребенка, выставляет высокие требования к ребенку, не чувствует ребенка, не чувствует своего «внутреннего» ребенка, не имеют ресурсов для этого, непоследовательная по отношению к собственному ребенку, не испытывает настоящих глубоких материнских чувств, не может справляться с собственными эмоциями и не контролирует аффекты.

Дети мамы — «Снежной Королевы»: не имеет внутренних сил для отношений с социумом, не ожидает поддержки и теряет способность доверять и открываться кому-либо; дети не могут ничем поделиться с матерью, боятся огорчить ее, разозлить или встретить поток морализаторства; ведет себя провокационно, желает вызвать отвержение, знает, что его чувства неправильные, неуместные и безосновательные; трудно регулирует свои эмоции.

Что делать психологу во время консультации матери — «Снежная королева»: трудно давать просветительскую информацию, потому что может не слушать. Важно соблюдать баланс стимулирования чувства вины и предоставление эмоциональной поддержки. Следует подводить к осознанию необходимости собственной психологической работы с психологом. Первый шаг может быть — консультация в комфортное для нее время. Дать насыщение информацией для того, чтобы дать возможность почувствовать боль своего ребенка, а потом боль своего внутреннего ребенка.

Депрессивный родитель (мать): может выглядеть как отверженная, приходит не по своей инициативе, удерживает эмоции, считает себя плохой мамой, чувствует вину и стыд за себя и за ребенка, «замороженные чувства»; плохое поведение детей трактует как нарочно совершенные, для того, чтобы ее огорчить; непредсказуема в реакция на повседневные действия ребенка, не учит ребенка границам приемлемого.

Дети депрессивной матери: постоянно настороженные, в состоянии тревожного ожидания; пессимистичные, чаще ожидают плохое, плохо переживают стрессы, с трудом регулируют свои эмоции, иногда ведут себя агрессивно или оппозиционно, демонстрируют снижение когнитивных навыков, проблемы в общении с другими людьми, любят простые игры и физическую суету. У мальчиков хуже развивается речь и крупная моторика, они хуже справляются с тестами, определяющими развитие интеллекта. Такие дети чаще страдают различными функциональными расстройствами желудочно-кишечного тракта.

Что делать психологу во время консультации депрессивной мамы:  во-первых, «откопать» те эмоции, которые есть. Например, вызвать агрессию, потому что депрессивные люди редко способны испытывать чувство гнева. Вместо него они чувствуют вину. А появление слез — это сигнал о том, что «откопали». Мамы требуют выражении своих мыслей и чувств в безопасной для них обстановке. Они могут потребовать работы над своим прошлым опытом. Также им может понадобиться медикаментозное лечение или отдых. Часто им нужны необходимые слова благодарности. Бывает, что помогает изменение или реорганизация распорядка дня. Работа с концепцией материнства, обработка отношений с собственной матерью. Дети: поможет работа в сухой песочнице, арт-терапевтические упражнения.

Истероидные родители (мать): не видит плохого, все идеализирует, борьба с «врагами»; с помощью ребенка утверждается в социуме; не слышит потребностей ребенка и игнорирует проблемы. Детей своих мать сажает в золотую клетку. Нередко требует для своего ребенка исключительных условий, исключительного внимания.

Дети истероидной мамы: в результате формируется тоже истероидный ребенок, такой же «наследник Тутти», он капризничает, болтает ножкой. Нравится быть в центре внимания.

Что делать психологу во время консультации истероидной мамы: начнем с того, что если есть возможность, то перенаправить к психологу-мужчине. Только он сможет ее наполнить энергией. Она голодная на эмоции. Будьте готовы к тому, что вас будут оценивать, и самоутверждаться на вас. Могут быть агрессивные проявления, если вы начнете тронуть ее «розовый мир». Пытаться донести, что у ребенка свои потребности.

Параноидальные родители (мать): мания преследования и мания величия, что провоцирует социальную отстраненность, ей трудно отличить, что относится к собственной личности, а что — нет. «Всегда все знает», вечный контроль, злость, нападения, обвинения. Они не смотрят в глаза. Повышенная чувствительность к неудачам и отказам. Склонность прощать обиды, пренебрежительное отношение. Сварливость, неуживчивость, неадекватные ситуации, отстаивание своих прав. Стыд на сознательном уровне не переживают.

Дети параноидальных мам: у детей большое количество страхов, они как испуганные волчата, агрессивные, хотят унизить, ударить. Важно бережно относиться к их рисункам.

Что делать психологу во время консультации параноидальных мамы : у психолога может возникнуть страх и оцепенение. От психолога терпение и честность. Не нужно хвалить, не давать книг. Осторожно завершать встречи.

Психолог. Итак, мы с вами выяснили характеристики родителей, чаще всего мам, детей, и как взаимодействовать с ними. Перейдем к основным ошибкам во время консультирования.

4) Упражнение «Возьми бумажку» 5 мин

Показать разницу восприятия, стереотипы в восприятии.

Ход упражнения

Каждый участник берет лист бумаги формата А4 или A5 и закрывает глаза. Обязательно берет шариковую ручку. Попросите участников согнуть лист пополам. Если кто-нибудь спросит, как и в какую сторону сгибать — просто повторите задание, и не отвечайте на вопросы. Получилось согнуть еще раз пополам. И еще раз. После этого предложить на выбор 1 обязательное действие. Оторвать уголок, сделать отверстие ручкой.

Откроем глаза. Покажите, у кого, что получилось?

Кто был уверен, что бумага и ручка для того что бы что то записывать?

Почему работает стереотип?

Вы довольны результатом?

Почему у вас на выходе листы получились разными?

Акцент — крупный лист — проще дырявить и рвать чем маленький.

Ценность упражнения

Кто в первом шаге моей инструкции задал уточняющий вопрос?

Остальные, почему промолчали?

Где в нашей жизни встречаются такие ситуации?

Вот так во время общения, мы в первый раз знакомимся и получаем информацию, которую воспринимаем по-разному, в зависимости от своих характеристик и жизненного опыта. Итак, первая ошибка это …

5) Основные ошибки психолога во время консультирования родителей.

  1. Психолог не знакомится с человеком, который пришел, не рассказывает о своей работе. В первой встрече в глазах родителей мы непонятно кто и непонятно что делаем.
  2. Занятие позиции психологом «Я лучше» (лучше заменить на «Я специалист в области психологии.» Не учить, а рекомендовать. Семья-механизм, поэтому надо указать где сломалось).
  3. Повышенный тон в речи. Лучше проявлять уважение, мягкая речь (Вспомните, есть ли в вашем окружении такие люди, которые говорят красивые слова, а мы их чувствуем, как грубость. Задумайтесь о том, на какой минуте разговора родители к вам становятся открытыми, смотрят в глаза и начинают кивать головой?)
  4. Умение представить информацию о ребенке с уважением к личности отца и ребенка (психолог обычно констатирует проблему, матери или отцу в лоб … А может лучше начать с приветствия: Добрый день, как добрались, я планирую встречу полчаса, вы знаете чем занимается психолог? Я помогаю ребятам жить в гармонии с собой и миром. В группе произошел инцидент. Это впервые. Я поняла, что есть причина. У ребят это впервые. Я выслушала версии ребят. Я пришла к такой версии. Сильные стороны ребенка. Высокий потенциал лидера. Эта ситуация-, наверное он не совсем понял, как проявить себя. Как он ведет себя когда он злится? И т.д.)
  5. Неспособность спрашивать, видят ли родители сейчас в ребенке проблему, если да, то какую? (Самое главное принять проблему, первый шаг к решению)
  6. Психолог не назначает и не формирует ценность следующей встречи.

(Хочу спросить вас узнали ли вы где-то себя? Хорошо, с ошибками мы разобрались, выяснили, предлагаю вам следующие основные пути к пониманию: …)

6) Как найти путь к конструктивному диалогу:

  1. Спросить о том, как добрались, каким временем располагаем для разговора. Рассказать о себе как о психологе и спросить о себе у родителей.
  2. Спросить, как видели материнство (отцовство) и свою роль как матери (отца) до рождения ребенка и как представляете ее сейчас; (Обнаруживаем конфликт ожидания).
  3. Попросить рассказать о ребенке (можно определить базовые ценности и насколько хорош ребенок для своих родителей (лучше + и -)
  4. Спросить с какими психологическими трудностями ребенок уже справлялся благодаря родителям (чувство что я могу, гордость за то что помогли)
  5. Выяснить что беспокоит в ребенке сейчас? (Не сразу об острой проблеме)
  6. Рассказать о том, что беспокоит психолога и почему (как сторонний наблюдатель, думаю …).
  7. Как психолог видит будущее ребенка (можно смоделировать образ, которой может быть и может не быть в будущем)
  8. Спросить родителя, что он мог бы изменить, начать делать по-другому?

В заключение я раскрываю вам секрет Счастья

7) Притча «Секрет счастья»

Скачать Притча Секрет счастья

8) Упражнение — мотивация «Послание Вселенной» с помощью ментальных карт.

Для того чтобы полученные знания не потерялись предлагаю сейчас вытянуть вам советы – карты от Вселенной на следующую неделю.

Прошу вас заполнить анкеты относительно нашего практикума, а за них вы получите вот такие улыбки — символ понимания, открытости. Для того чтобы вы были воодушевлены, встречали всех своих подопечных радостно. И чтобы в ваших семьях все было хорошо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: