Советы психолога родителям: «Как развить речь ребенка»

В мире, где гаджеты занимают ведущую роль в жизни людей, у детей все чаще начали проявляться различные недостатки речи, предлагаю вам ряд упражнений, которые легко провести как дома, так и специалистами в детском саду. Данные советы, при регулярном и постоянном повторении, помогут вам развить речь у ваших малышей.

  1. Разговариваем с ребенком, комментируем свои действия, задаем вопросы, побуждаем к разговору.
  2. Чтение книг, сказок и стихов.
  3. Поем вместе песни.
  4. Развиваем мелкую моторику рук.

Лепка из глины, теста, песка, сортируем пуговицы, нанизываем бусинки и т.д.

  1. Массаж пальчиков, ладоней, пальчиковая гимнастика («Сорока – ворона», «Этот пальчик наш дедушка» и т.д.)
  2. Развивайте понимание речи, давая ребенку простые инструкции типа: «дай ручку», «где пальчики» и т.д.
  3. Чаще выключайте телевизор, компьютер, телефон.
  4. Учите ребенка различать предметы по размеру, форме, количеству, цвету.
  5. Никогда не рассказывайте другим людям в присутствии ребенка о его недостатках, пороках.
  6. Развитие межполушарного взаимодействия.

Упражнение «Фонарики» (Положить кисти на стол. Одна сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью. Одновременно менять положение рук (если правая в кулаке, а левая – ладонь, то изменить на: правая – ладонь, левая – кулак и так далее). Упражнение «Кольцо» (Поднимаем вверх обе ладони и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, потом обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то ускоряя, то замедляя его).

Упражнение «Кулак — ребро – ладонь» (Психолог показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки;

б) ладонью левой руки;

в) обеими ладонями одновременно.

При этом меняем темп выполнения, то ускоряя, то, замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение самостоятельно).

Упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, измените положение рук «с точностью до наоборот).

  1. Упражнения на речевое дыхание.

Дыхательная гимнастика проводится до приема еды, в хорошо проветренном помещении, ежедневно по 5-10 мин. Дуйте через трубочки разных диаметров, надувайте мыльные пузыри, воздушные шарики, сдувайте со стола кусочки бумаги или ваты, тушение свечи, дуйте на бумажные лодочки, плавающие на воде.

Упражнение «Бабочки» (Бабочка красивая на цветке сидела. Мы подули, она улетела. (Бумажные бабочки привязаны на ниточке. Ребенок держит бабочку и дует на нее)).

Упражнение «Прокололась шина»(Воздух мы вдыхаем, затем медленно выдыхаем. Так прокололась шина у нашей машины. (Сделать легкий вдох (накачать шину воздухом), выдохнуть (показать, как воздух медленно выходит через прокол в шине (со звуком [ш]).

  1. Артикуляционные упражнения.

Занятие должно проводиться ежедневно в течение 10 минут. Каждое упражнение ребенок должен повторить 5 — 10 раз. Шея и плечи должны быть не напряжены.

Упражнение «Волк». Попросить малыша показать, как воет волк (вытянуть губы вперед и произнести звук у – у – у).

Упражнение «Котенок». Попросите ребенка похлебать, как котенок, быстро высовывая и втягивая губы.

Упражнение «Пузырек». Научите ребенка надувать щеки и резко разрывать смычку губ.

Упражнение «Лягушка». Рот немного приоткрыть. Улыбнуться, губы растянуть так, чтобы были видны верхние зубы. Удерживать такое положение под счет 10-15 секунд (Лягушка есть захотела, враз взялась она за дело).

Упражнение «Щеточка». Улыбнуться. Закусить сначала верхнюю, а потом нижнюю губу зубами.

Упражнение «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать в таком положении 10-15 секунд.

  1. Упражнения на равновесие.

Катание на самокате, роликовых и простых коньках, скейтборде, на велосипеде без вспомогательных колес. Неустойчивые поверхности – хождение по неустойчивым поверхностям (например, по подушкам, креслам-мешкам или одеялам на полу) заставляет туловище работать над тем, чтобы сохранять вертикальное положение. Неустойчивые качели и подвижные игры, подвешенные лестницы и канаты. Когда качели движутся неожиданным образом, это заставляет мышцы тела интенсивнее работать. Ходьба типа «Тачки» (ребенок ходит на руках, а взрослый поддерживает его ноги).

Плавание — заставляет туловище бороться с сопротивлением воды, обеспечивая тем самым более глубокое ощущение себя в пространстве. Приседания на колени, не касаясь рукой пола, подъем и передача воздушного шарика рукой другому игроку. Игра в классики – требует от ребенка изменения направления движения и прыжков быстро и часто.

Уважаемые родители, если ваш малыш не начал разговаривать до 2,6 – 3 лет, вам необходимо обратиться за дополнительной консультацией к узким специалистам, таким как невролог, логопед, дефектолог, оториноларинголог, психиатр.

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: