Тренинг психолога для родителей: «Шагаем в школу вместе»

Цель:

Задачи:

  • ознакомление родителей с общими результатами диагностической работы проведенной психологом;
  • повышение компетентности родителей;
  • информирование родителей о понятии «психологическая готовность к школе»;
  • знакомство, сплочение группы, настройка на совместную работу;
  • обучение родителей простым формам работы с детьми, которые формируют готовность к школе, в частности мотивационную готовность;
  • развитие навыков рефлексии родителей

Оборудование: маркерная доска, маркеры, ручки, бумага для заметок по количеству родителей, буклеты для родителей.

Ход тренинга психолога детского сада

Приветствие, представление, сообщение темы и цели занятия.

Психолог. Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас видеть и поздравить с тем, что ваши дети уже подошли к такому ответственному и очень интересному периоду своей жизни, как переход в школу.

Упражнение «Знакомство»

Родители, передавая по кругу цветочек, называют имена-свое и ребенка, объясняя, почему они его назвали именно так.

Правила работы на занятии

Психолог озвучивает правила работы на тренинговом занятии. Правила записывают на доске.

Правила группы:

слушать и слышать (один говорит – все слушают);

быть активным;

быть терпимым;

правило поднятой руки;

быть позитивным.

Упражнение «Ожидание»

Психолог. Когда вы решили принять участие в тренинге, каждый из вас имел какую-то свою цель: хотел услышать ответы на свои вопросы, имел определенные относительно этого ожидания. Пожалуйста, запишите все это кратко на бумажках.

Перед тем как мы приступим к разговору по нашей теме, я предлагаю определить вашу степень беспокойства в связи с приближением школьного обучения своего сына или дочери.

Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает чувство радости и уверенности в связи с этим событием.

Поднимите две руки, только те, кто испытывает умеренное беспокойство;

Поднимите руку, только те, кто уже испытывает сильное волнение, беспокойство;

Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетний ребенок, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостным и успешным. Родителей будущих первоклассников волнует десятки вопросов связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению.

Как мы готовим малыша к школе? Большинство ограничивается тем, что пытается научить ребенка писать, читать и считать. Пятилетний ребенок еще не может серьезно заниматься, поэтому абсолютно допустимо, чтобы такие «уроки» сопровождались скандалами, криками, слезами. Может, лучше и вовсе не готовить ребенка к школе? Придет время и он сам всему научится?

Педагоги и психологи считают, что обязательно надо. Но без принуждения и наказаний. Не стоит заставлять ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел. Ведь для того, чтобы усвоить знания, надо поглощать их «с аппетитом».

Упражнение «Диагностика чувств»

Психолог. В семье растет будущий первоклассник… со временем ребенок пойдет в школу. Много вопросов встает перед родителями. Кто больше волнуется: родители или их дети? Считается, что родители переживают в своей жизни психологический кризис трижды: когда рождается ребенок; когда ребенок идет в школу и когда вступает в брак. (Предлагается родителям написать предложение (левой рукой для тех, кто обычно пишет правой, и наоборот). Что вы испытали во время написания, опишите свои чувства.

Это упражнение помогло вам понять, что чувствует ваш ребенок, когда идет в первый класс.

Теоретический блок тренинга

(ознакомление родителей с общими результатами предварительной диагностической работы психолога с детьми и родителями)

Психолог. Психологическая готовность к обучению в школе не заключается в умении читать и писать. Если у ребенка до 7 лет сформировать неправильные навыки чтения или письма, его потом трудно переучить.

Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» — развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простые умственные задачи.

Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенных знаний, умений и навыков, как формирование благоприятности детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания.

Важнейшие показатели уровня подготовки ребенка к школе это хорошо развитые:

  • речь;
  • восприятие;
  • память;
  • воображение;
  • наглядно-образное мышление;
  • элементарное рассуждение;
  • отделение существенных признаков предметов и явлений, доступных пониманию ребенка;
  • сравнение предметов, нахождение отличных и совместных упражнений.

Мотивационная готовность.

Различают внутренние и внешние мотивы готовности:

  1. Внутренние мотивы – это потребность в интеллектуальной активности.
  2. Внешние мотивы – желание вместе заниматься значимой деятельностью.

Показатели мотивационной готовности:

  • Желание идти в школу;
  • Представление о школе;
  • Соотношение желания и представления.
  • Эмоционально-волевая готовность

Показатели эмоционально-волевой готовности:

  • способность действовать по правилам во время выполнения заданий и в поведении;
  • умение доводить дела до конца, высокая работоспособность;
  • отношение к трудностям;
  • самостоятельность;
  • темп работы;
  • умение оценить свою работу;
  • отношение к оценке.

Нужно сформировать у ребенка умение общаться с окружающими, чтобы будущий ученик был доброжелательным с другими детьми и взрослыми; умение управлять своим телом, хорошо двигаться и ориентироваться в пространстве, чтобы у ребенка была развита мелкая моторика рук и глаз.

Важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная) готовность, то есть готовность и желание ребенка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, позитивно воспринять образ школы.

Чаще всего негативное отношение к школе формируется, если:

  • ребенка в дошкольном возрасте не приучили ограничивать свои желания, преодолевать трудности;
  • ребенка еще в дошкольном возрасте запугивали школой;
  • ребенку описывали школьную жизнь слишком оптимистично. Встреча с реальностью в таком случае может вызвать сильное разочарование, вследствие чего у ребенка возникает негативное отношение к школе.

Интеллектуальная готовность

Показатели интеллектуальной готовности:

  • содержание представлений об окружающем мире, о живой и неживой природе, определенных социальных явлениях;
  • системность представлений;
  • умение воспринимать задачи, не облегчая и не меняя их условий;
  • способы выполнения задач;
  • умение осознавать, определять способы выполнения задач, внутренний план действий;
  • состояние произношения, словарный запас, связная речь;
  • умение осуществлять звуковой анализ слова, состояние чтения, математических представлений, готовность к письму.

Практический блок тренинга

Упражнения и игры на развитие познавательных процессов у детей

(проводим с родителями, чтобы научить их использовать материал в домашних условиях)

Игра «Запрещенная цифра»

Цель: формировать внимание, произвольность и самоконтроль

Психолог называет вслух цифры. Игроки повторяют их хором, кроме одной цифры, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, участники должны просто хлопнуть в ладоши.

Игра «Чего не хватает?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Положить перед ребенком игрушки (или картинки) – до 10 штук. Пусть разглядит их в течение 1-2 мин., потом отвернется, а вы поменяете игрушки местами или одну из них заберете. Спросите у ребенка: «Чего не хватает?»

Игра «Назови одним словом»

Цель: развивать логическое мышление у детей.

Участникам предлагают назвать ряд слов, а затем назвать все одним словом.

Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные.

Психолог. Сейчас устроим викторину.

  1. Где ребенок получает любовь? (в семье)
  2. Когда ребенок учится? (когда играется, спрашивает, помогает, поет, бегает — все время)
  3. Сколько времени, по вашему мнению, может занять ваш ребенок? (25-30 мин.)
  4. Сколько должен весить портфель ребенка? (1200-2000 г.)
  5. 6-7 лет: кризис или нет? (да)
  6. Что могут сделать родители, чтобы ребенок вырос благополучным? (личный пример)
  7. Сколько часов должен спать первоклассник? (10-11 часов, 2 часа до полуночи)
  8. Как вы считаете, сколько времени нужно ребенку, чтобы привыкнуть к школе? (от 1 до 6 месяцев)
  9. Чего прежде всего требует первоклассник в первом полугодии? (внимания, поддержки)
  10. Сколько времени минимум ребенок может не отвлекаться? (10 мин.)
  11. От чего зависит эмоциональное состояние ребенка в семье? (от любви и взаимоотношений между родителями
Памятка родителям будущих первоклассников

Любите ребенка. Не забывайте о телесном контакте с ним. Находите радость в общении с детьми.

Поощряйте инициативу ребенка.

Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным. Эффективность обучения намного возрастает, если ребенок находится в комфортном психологическом состоянии.

Не ругайте за ошибки, ни в коем случае не насмехайтесь над неудачами.

Помните о похвале. Очень важно положительное одобрение.

Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Форма оценки также (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».

Подробно вместе разбирайте ошибки.

Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.

Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись, занимайся, болван». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.

Не пытайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не начинайте проходить школьную программу.

Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достичь определенных результатов можно только затратив усилия.

Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами — специалистами, педагогами, логопедом, психологом.

Не перегружайте ребенка! Не требуйте невозможного! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.

Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи — залог хорошего обучения. Расспрашивайте его о событиях дня, что было интересным, что больше всего понравилось. При этом слушайте внимательно его ответы, уточняйте, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что это вам интересно. Как можно больше читайте ему и приучайте пересказывать прочитанное.

Не оставляйте без ответа ни один вопрос ребенка. Только в таком случае его познавательный интерес никогда не угаснет.

Помните, что дети — не только продолжатели наших личных умений и способностей. Каждый ребенок имеет право на собственное проявление своих потенциальных возможностей и на свое собственное мнение.

Старайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Ведь видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.

Рефлексия.

Оправдались ли ваши ожидания?

Что было самым важным?

Ваши пожелания?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: