Тренинг психолога с родителями детей старшего возраста: «Мой ребенок. Какой он?»

Елена Николаевна Писклова, педагог-психолог

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №197»

Актуальность

Проблема взаимоотношений родителей и детей является традиционной для отечественной и зарубежной психологии. В её исследование внесли свой вклад А.Г. Ковалев, В. Леви, В.Я. Титаренко, И.С. Кон, а также зарубежные ученные: Я. Корчак, К. Росс, А. Дела Торе и др. И конечно большую ценность для понимания структуры и генезиса детско-родительских отношений представляют работы наших классиков: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина,  Л.И. Божович и мн.др. Вопрос взаимодействия и понимания друг друга в последнее время становится все более актуален среди родителей. Используя в своей работе опросник И.М.Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР), вариант для родителей дошкольников показал, что 68% родителей детей старшего возраста имеют трудности во взаимодействии с детьми и взаимопонимании. К сожалению, многие родители фактически не знают, как их ребенок видит, что чувствует, что любит, о чем мечтает, потому что мало времени проводят вместе. Очень часто бывает так, что гаджеты заменяют общение и взаимодействие родителя и ребенка.

В результате, мною был разработан тренинг для родителей «Мой ребенок. Какой он?» с использованием технологии АРТ-терапии, который позволил родителям лучше узнать и понять своего ребенка, найти точки соприкосновения друг с другом. Ведь групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и взглянуть на свой опыт в воспитании с иной точки зрения.

Ожидаемые результаты: участие позволяет родителям лучше понять себя и ребенка, мотивы своего поведения, проанализировать взаимодействия и взаимоотношения с ребенком. В результате прохождения тренинга родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребёнка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.

В результате, родитель анализирует рисунки и ответы своего ребенка и начинает выстраивать более эффективное взаимодействие с своим ребенком.

Цель: повышение психологической компетентности родителей во взаимодействии с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Предварительная работа:

— дети в группе рисуют рисунки «Мама и ребенок»,  имена детей подписываются  с обратной стороны листа.

— ведется опрос детей и результаты фиксируются педагогом печатным шрифтом на листе поделенном на 4 части.  1 —  «Чем я горжусь?», 2 — «Мое заветное желание», в 3 – «Моя любимая игрушка»,  в 4 – «Мой любимый мультфильм».  Подписываются имена детей с обратной стороны листа.

Материалы: готовые рисунки детей, ответы детей на бланке, карандаши, бумага формата А4, бумага для визиток, булавки. «Волшебная палочка».

Ход проведения психологом детского сада тренинга для родителей

Приветствие

Психолог. — Добрый день, уважаемые родители! Для «самопрезентации» необходимо на карточке (визитке) написать имя, как бы Вы хотели, чтобы к Вам обращались на тренинге. Затем необходимо предъявить свою «визитку», рассказать коротко o себе, o своих ожиданиях и опасениях, связанных c тренингом.

Родители садятся в круг, знакомятся и рассказывают коротко о себе, передавая по кругу «волшебную палочку».

— Вот мы и познакомились, надеюсь на плодотворную работу.

Правила группы

— В совместной работе нужно придерживаться определенных правил. Давайте обсудим и выберем те правила, которые подходят нам для эффективного взаимодействия (на слайде).

  • Обращение по имени, и на ты.
  • Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
  • Слушать, не перебивать.
  • Конфиденциальность.
  • Правило активного добровольного участия.
  • Правило спасательного круга (если возникают трудности во время проведения тренинга, любой из его участников может взять паузу).
  • Правило хорошего настроения.

Итак, правила мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы, дополнить правила?

— А сейчас прочитайте на экране высказывание психолога Карла Густава Юнга:

«Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале исследовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.

— «Как Вы думаете, о чем это высказывание?» (психолог выслушивает мнения родителей, передавая по кругу «волшебную палочку»)

Упражнение № 1 «Поменяйся местами»

— А теперь, я предлагаю вам сыграть в игру «Поменяйся местами».

(Участники сидят в кругу. Убирается один стул, так чтобы игроков было больше чем стульев. Тот, у кого нет стула, предлагает поменяться тем, кто, читает своему ребенку перед сном, те, кто играет с ребенком каждый день в игры, те, кто рисует вместе с ребенком,   и т.д.).

Если участники тренинга согласны с высказыванием ведущего, то они меняются местами. Ведущий в это время старается занять свободный стул. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим и предлагает свой вариант.

— А сейчас послушайте притчу о родителях и детях (включается аудио-запись притчи).

Притча о родителях и детях

Однажды к мудрецу пришел человек.

— Ты мудрый. Помоги мне. Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык. Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал: «Когда ты вернешься домой, напиши, ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей».

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул: — Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже. Она вернула мне рисунок, полная негодования.

«Что же она сказала тебе» — спросил мудрец.

Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

— О чем эта притча? (выслушивается мнение родителей).

— Спасибо, ваше мнение очень важно мне было услышать!

Упражнение № 2 «Рисунок мамы»

— Уважаемые мамы, перед вами лежат материалы для рисования, нарисуйте рисунок «Мама и ребенок». (Если родители задают вопросы, по ходу работы над рисунком, то психолог комментирует, отвечает не вопросы, но не говорит как рисовать.

— А теперь посмотрите на свой рисунок и скажите: Какая у вас на рисунке мама? Что она чувствует? Какой ребенок? Что он чувствует?  Сколько лет ребенку на рисунке? Соответствует возраст вашего ребенка с нарисованным? Что они делают с мамой?  Что вокруг них? Как близко друг от друга они?  Держатся за руки или нет? Кто нарисован впереди, мама или ребенок?

(Открыть мольберт с рисунками детей).

— Дорогие мамы, ранее Ваши дети тоже рисовали маму и ребенка, угадайте, где рисунок Вашего ребенка.

(Например, мама девочки сказала: «Это рисунок моей дочки, она именно так рисует губы и каблуки»).

— Если затрудняетесь, с выбором, читайте имя с обратной стороны. Сравните свой рисунок с рисунком своего ребенка. Что общего у них? Чем отличаются? Что бы вы  хотели изменить в общении с ребенком?

Мамы знакомятся с рисунком своего ребенка, сравнивают свой рисунок с рисунком ребенка, анализируют их.

Упражнение № 3 «Какой мой ребенок?»

 Родителям раздают листы бумаги и карандаши.

— Дорогие мамы, прошу вас  поделить лист на 4 части и ответить на вопросы. В 1 части напишите ответ на вопрос «Чем гордиться мой ребенок», во 2 части «Заветное желание моего ребенка», в 3 – «Любимая игрушка моего ребенка»,  в 4 – «Любимый мультфильм моего ребенка».

Когда родители справились с заданием, психолог раздает бланки с ответами детей. Мамы знакомятся и сравнивают свои ответы и ответы своего ребенка. Анализируют и делятся впечатлениями.

Рефлексия

— Наша встреча подошла к своему концу, поэтому поделитесь впечатлениями, эмоциями, передавая по кругу «волшебную палочку».

— Что вы чувствуете сейчас?

— Что нового вы узнали о своем ребенке?

— Что интересно и полезно было для Вас?

— Что хотите изменить в отношениях со своим ребенком?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: