Консультация для воспитателей: «Гармоничное развитие ребенка через сказку»

План:

  1. Этапы ознакомления дошкольников со сказкой.
  2. Нестандартные технологии в работе со сказкой.
  3. Подвижные игры по мотивам сказок.

1. Этапы ознакомления дошкольников со сказкой.

Что ребенок любит больше всего? Сказку! Из чего извлекает свои знания? Из сказки! Кому подражает? Героям сказок! Сказка является средством формирования в сознании ребенка положительного образа-представления, определенного идеала-носителя желаемых поведенческих качеств и реакций.

Через сказку ребенок учится замечать прекрасное, понимать добро и зло, учится быть общительным, доброжелательным, учится быть Человеком. Где бы ребенок ни был, а сказка всегда рядом. Почему живут и не умирают народные сказки? Бессмертие их-в бессмертии самого народа, его преемственности поколений, мудрости, потребности в остроумном слове, шутках, юморе и сатире. Сказки были и остаются волшебными проводниками доброты и милосердия, без которых нация перестает быть нацией. А еще сказки несут важные для людей.

Обычно, работа над сказкой начинается с ознакомления детей с содержанием сказки, беседы о том, что находится на поверхности. Это первый аналитический этап в работе со сказкой. Технология очень проста: нужно предложить малышу ответить на вопрос: кто? что? где? как? Сказка-это «многослойный пирог». Каждый слой имеет свой смысл, свое время, поэтому не все сказочные уроки понятны детям, возникает потребность во втором этапе работы со сказкой.

Второй этап-оперативный. Именно на этом этапе целесообразно использовать современную образовательную воспитательную технологию ТРИЗ-теория решения изобретательских задач. Авторы этой теории Г. Альтшуллер и его коллеги взяли за основу наследие удивительного сказочника Д. Родари. Согласно этой теории дети должны научиться по — своему не только воспринимать содержание сказок, но и творчески изменять ход событий. На этом этапе даются ответы на вопросы «хорошо — плохо», то есть раскрывается «тайна двойного». «Тайна двойного» — это наличие противоречий в объекте, когда в нем есть что — то хорошее, что — то-плохое, что-то-полезное, а что-то-вредное, что-то мешающее, а что-то нужное. Например: Баба — Яга — злая, недобрая, обманывает сказочных героев, не умеет себя вести-это плохо. Но Баба — Яга-храбрая, сама множество лет живет в лесу и никого не боится; ловкая — имеет костяную ногу, а так ловко летает на своей метле; находчивая — всегда придумывает способ, как достичь своей цели.

2. Нестандартные технологии в работе со сказкой.

Любое проблемное задание, предполагающее, что нет одного правильного решения, активизирует детское творчество, лишает ребенка психологической инерции.

Для этого была разработана серия занятий, где применяются нестандартные технологии в работе со сказкой:

— перепутывание сказочных сюжетов и героев («Сказочный калейдоскоп»;

— изменение характера героя («Три поросенка, или Сказка о том, как волк стал добрым»);

— изменение места, времени события («Колобок, или Старая сказка по — новому»);

— изменение конца сказки («Новый конец старой сказки»);

— составление сказки по схеме («Сочиняем сказку по схеме).

Такая работа позволяет избежать стереотипов, пойти известным ранее путем. Дети учатся решать любую ситуацию, использовать «волшебство» фантастических и сказочных существ, решать определенные задачи, выходить из сложной ситуации. Незаметно для себя ребенок раскрывает свои сокровенные желания, улучшает взаимоотношения с окружающими. Такая работа — одно из действенных средств сделать мышление детей продуктивнее, развить их творческое воображение, направить его на добро.

Построение цепочки последовательных событий помогает лучше понять и почувствовать сюжетную логику сказки, прожить вместе с героем сказки его жизнь. А еще можно предложить детям заглянуть в прошлое или будущее персонажей: представить, что происходило раньше с тем или иным героем и что могло бы случиться дальше. (Скажем, рассказать, как все сложится для Колобка, когда он вернется к бабушке и дедушке)

Такая «прогулка» в прошлое или будущее сказочных героев имеет воспитательное направление. Фантазируя, ребенок учится не только осмысливать описаны события, но и анализировать определенные жизненные ситуации, предвидеть последствия конкретных действий и поступков и возможные реакции на них сверстников и взрослых.

Рассказывая детям сказку, можно предложить им самим помочь главному герою в его приключении, не привлекая к этому других персонажей. Подобный анализ сначала целесообразно проводить на материале уже знакомых дошкольникам сказок и лишь впоследствии «переходить» к решению проблемных ситуаций в новых приключениях. Например: «А как бы Колобок спрятался от голодных зверей? » (Он мог бы обмазаться медом, покачаться по сосновых иголках и стал бы похожим на ежика.)

Итак, сказка подает детям общечеловеческие ценности, высокую мораль не в виде сухих и скучных поучений и приказов. Сказка непринужденно подводит ребенка к самостоятельным выводам: почему только хорошие поступки дают ощущение гармонии. Так мы подошли к третьему этапу работы со сказкой-избиранию гуманного разрешения ситуации, выведению нравственного правила, которым дети должны пользоваться в дальнейшей жизни.

Предложите малышу представить себя кем-то из тех, кто действует в сказке, и рассказать, что он почувствовал бы, как воспринял бы конкретное событие, в зависимости от того, чьими глазами сейчас «смотрит» на нее. Как отнесся бы к подобной ситуации другой сказочный герой? Ведь восприятие добра и зла у разных персонажей неодинаковое и часто противоположное: Баба-Ягач , наверное, усматривает в добрых поступках зло в отношении себя. То есть сам характер восприятия поступков зависит от ценностных ориентаций и морально-этических представлений каждого персонажа сказки.

В этом случае для ребенка становится возможным не только понять состояние героев, их настроение и высказать свое мнение относительно происходящих событий и тех моральных ценностей, которые вытекают из них. Он словно проживет несколько жизней, благодаря чему обогатится новыми впечатлениями и чувствами, познает диалектику существования и ценностно самоопределится.

Можно условно написать письмо любимому сказочному герою и поделиться с ним своими впечатлениями, высказать свои пожелания или просьбы. Так у ребенка появляется возможность сформировать мысли, отшлифовать их в словесную форму, чтобы они стали понятны всем, а это особенно важно для его речевого развития. Это даст возможность ребенку лучше разобраться в своих чувствах и эмоциях.

Игры по содержанию сказки, игры с привлечением сказочных персонажей и игры-беседы будут особенно острыми и интересными, если речь идет о положительном герое, который не совсем красиво выглядит внешне или имеет физические недостатки (Хромая утка, Мальчик-с-Пальчик), а отрицательный, наоборот, имеет привлекательный вид. Таким образом, можно проверить детей, понимают ли они внешнюю и внутреннюю красоту человека.

Охотно дети приобщаются к перевоспитанию отрицательных героев, учат их самостоятельности, помогают освоить различные положительные навыки. А еще детям полезными будут проблемные вопросы.

После прослушивания сказки целесообразно провести с детьми игры морально-этического направления: «Кто в мире самый злой», «Хороший –плохой», «Чудодейственные слова». От таких игр дети получают настоящее удовольствие.

В народных сказках, часто с юмором и тонким психологическим подтекстом, высмеиваются отрицательные нравственные качества и черты: жадность, леность, хвастливость.

В нетрадиционной работе со сказкой лучшим методом является игра, тесно связанная с фантазией, творчеством. Для этого была разработана серия дидактических игр морально-этического направления: «Солнышко справедливости», «Благодарность», «Волшебные очки». В этих играх дети должны выявить положительные и отрицательные черты сказочных героев, оценить их поступки. Игры вроде «Когда бы я мог…», «Наши солнечные друзья», «Пирамида любви», «Дерево доброты» и другие помогут с помощью сказочного  вызвать у детей желание совершать реальные добрые дела. Мудрые советы в игре «Мудрая сова» помогут детям справедливее решать неприятные ситуации из сказок.

3. Подвижные игры по мотивам сказок.

В системе воспитания детей дошкольного возраста трудно переоценить подвижные игры, то есть ту роль, которую они играют в физическом, умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Поэтому во время работы с детьми следует широко использовать подвижные игры по мотивам сказок.

К нестандартным видам работы со сказкой относятся и проведение различных викторин, игр типа «Что? Где? Когда?», «Страна кроссвордов». Очень интересным видом работы является «Пересказывание сказок». Воспитатель, читая произведение, заменяет одни слова на другие, желательно подобными по-звучанию, дети должны все время внимательно слушать, чтобы заметить такие изменения. Такой прием оправдывает себя, если сказки уже несколько надоели. Нахождение ошибок в рассказе взрослого создает позитивный эмоциональный настрой.

Итак, сказка содержит значительный запас творческого потенциала для работы с дошкольниками, необходимо лишь хорошо продумать формы и методы работы с ней, изучить ее содержание, определить программные задачи, которые соответствуют определенной возрастной группе.

Из всего сказанного можно сделать вывод: сказка обучает детей общечеловеческим ценностям. Именно в сказке дети узнают основные категории морали: добро и зло, правда и ложь, счастье и беда, которые каждый человек должен понять с первых шагов жизни. В сказках всегда ценится человек не за социальное или материальное положение, а за нрав, красоту, характер, за то, что он приносит людям своим существованием.

Использование основных развивающих заданий сказки позволяет ребенку справиться с очень сложными проблемами; развивает умение ребенка видеть окружающий мир во взаимосвязи нравственных и этических норм общества; формирует умение найти в каждой отдельной ситуации резерв — то есть развиваться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: