Конспект занятия в старшей группе: «Создаем журнал «Зимняя сказка»

Программное содержание:

  • обобщать знания детей о зиме, представление о живой и неживой природе в зимний период;
  • закреплять знания о зимних явлениях, названиях зимних месяцев, установить происхождение их названий;
  • углублять знания детей об особенностях приспособления растений, животных, птиц к изменениям в природе с наступлением холодного времени года — зимы;
  • учить видеть изменения, происходящие зимой;
  • продолжать формировать умение выделять существенные признаки в объектах природы, формировать основы экологического сознания;
  • расширять знания о зимних явлениях, животных, птицах, которые остаются на зиму — зимующих;
  • учить дошкольников анализировать, обобщать, наблюдать, сравнивать, отвечать на вопросы полным предложением, составлять описательный рассказ по схеме — плану;
  • развивать связную речь дошкольников, внимание, наблюдательность, мышление, умение опытным путем определять взаимосвязи зимних явлений;
  • воспитывать любовь и желание любоваться красотой природы в разное время года, бережное отношение к миру природы, познавательную активность, используя дидактические игры и упражнения, мнемотаблицы, корректурные таблицы, схемы.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Воспитатель обращает внимание детей на конверт

— Дети, от кого это письмо? Кто принес это письмо?

(В ходе беседы выясняется, что никто конверт в группу не приносил)

— Интересно! Наверное, его поздно вечером принес почтальон, когда мы с вами уже ушли домой. На конверте написано: «Детям старшей группы «________»- то есть нам! Давайте прочитаем это письмо.

(Воспитатель читает детям письмо)

«Дорогие дети группы «_______»! Это письмо специально для вас!

Пишет вам редакция детского журнала «Узнавайка». Мы знаем, что вы любите принимать участие в различных конкурсах. Поэтому наш журнал предлагает вам принять участие в исследовательском путешествии, в ходе которого необходимо собрать материал для создания журнала.

Не забудьте свой журнал прислать нам в редакцию. Сделайте это как можно быстрее и отправьте нам эту познавательную информацию. Читайте наш журнал! До свидания!

Главный редактор журнала «Узнавайка».

— Дети, посмотрите, что лежит у меня на столе? (Ручка, блокнот, микрофон)

— Как вы думаете, кому нужны эти предметы? (Журналисту)

— Где работают журналисты? (На радио, телевидении, в газетах, журналах)

— Какими должны быть журналисты? (Умные, честные, смелые, грамотные …)

— Мы сегодня будем журналистами и создадим свой журнал. А о чем будет наш журнал, мы узнаем, отгадав загадку.

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла… (зима)

— О чем говорится в стихе? Как вы догадались?

— Как можно назвать зиму? (Волшебница, художница…)

— Какое настроение бывает у зимы?

— Как вы считаете, какими природными явлениями проявляет свою радость зима? (Солнечный день, тихо падает снег, дети играют в снежки и лепят снежную бабу …)

— А какими злость? (Метель, вьюга, снегопады, мороз, метель …)

— Наш журнал будет о зиме. А как мы его назовем? («Зимняя сказка»)

— Но, чтобы собрать нужный материал, нам необходимо отправиться в путешествие. А на чем мы можем поехать? (На машине, автобусе, самолете …)

— Мы сегодня путешествуем в зимнюю сказку. А в сказку нельзя попасть на обычном транспорте. Поэтому я предлагаю создать необычный поезд, все вагоны которого соединены между собой с помощью магической связи.

Упражнение «Логическая цепочка»

(На столе разложены предметные картинки: елка, шишка, белка, рыжий кот, малыш, бабушка, перчатки)

Образец.

— Первой я ставлю картинку с изображением елки, потому что елка у нас зимой на Новый год — главный праздник зимы, елка главный символ этого праздника.

(Дети по очереди берут картинки, строят логическую цепочку и объясняют свой выбор, используя ключевую фразу :)

— Я присоединяю к елке шишку, потому что она растет на елке.

— Я присоединяю к шишке белку, так как белка собирает шишки.

— Я присоединяю к белке кота, потому что он такой же рыжий.

— Я присоединяю к коту малыша, потому что малыш любит играть с котом.

— Я присоединяю к малышу перчатки, потому что он их носит зимой.

— Я присоединяю к перчаткам бабушку потому что она их связала.

— А вот и первая остановка нашего путешествия.

Страница 1 «Морозная»

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белые,

А в санях сидит царица-,

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом-все покрылось серебром.. (зимние месяцы- декабрь, январь, февраль)

Декабрь — первый месяц зимы. В народе говорят: «Декабрь — ворота зимы»

— Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

В декабре хозяйничает зима. А помогают ей и метели, и ветры. Везде лежит пышное белое одеяло. Декабрь считают наиболее мрачным месяцем года.

Народные приметы о декабре:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь снегом заметет — будет лето золотое.

Снег в декабре глубокий – урожай будет высокий.

Если в декабре шумит лес — жди оттепель.

Второй месяц зимы — январь, середина зимы. Его величают царем морозов, обладателем и сердцем зимы, потому что он самый холодный месяц. В январе не только снег сечет, но и моро огнем жжет, утолщается лед на реках, растут снежные сугробы.

Народные приметы о январе:

Январь — году начало, зиме — середина.

Если в январе эхо слышно далеко-морозы будут сильнее.

Если у нас январь холодный, то июль будет сухой и жаркий.

— В этом месяце больше ясных, солнечных, но морозных дней. В январе земля охлаждается, каменеет, промерзает.

— Как вы считаете, в реках, прудах вода промерзает до дна или нет

— Чтобы убедиться, проведем опыт.

Опыт.

(Глубокая миска наполнена водой. Воспитатель кусочки льда и осторожно кладет в воду в миску)

— Что происходит? (Лед не тонет, а плавает на поверхности)

— Это значит, что лед легче воды благодаря этой особенности лед в водоемах появляется только на поверхности.

— Что было бы, если бы лед был тяжелее воды?

— Лед тонул бы в воде и постоянно опускался под воду, вследствие этого водные растения были бы скованы льдом, а рыбе и всему живому грозила бы неминуемая гибель. К счастью этого не происходит.

Третий месяц зимы — февраль. На смену январю приходит февраль. Февраль последний месяц зимы. Вокруг много снега, бывают метели. И хоть он и последний, все равно приходит к нам ветры и снежные метели. А еще люди величают «бокогреем», потому что в этом месяце солнышко хоть и стоит на небе гораздо выше, чем в январе, греет все равно лишь одну сторону, другая при этом мерзнет. Но каким бы свирепым ни был этот месяц, весна уже не за горами.

Народные приметы о феврале:

Если в феврале дует ветер, а инея нет — будет буря.

Февраль холодный и сухой — август жаркий.

Если февраля дождливый — весна и лето будут такие же.

Страница 2 «Снежная»

— Дети давайте вспомним, какие приметы зимы в неживой природе мы знаем.

Дети называют приметы о зиме.

Зимой бывает сильный мороз.

Зимой день короче, а ночь длиннее.

Зимой солнце светит, но не греет.

Зимой часто идет снег.

Зимой дует сильный ветер, бывают вьюга и метели.

Зимой замерзают водоемы превращаясь в лед …

Игра «Зима — это плохо, или хорошо»

(Дети строят свои ответы используя мнемотаблицы)

— Зима — это хорошо:

…., Потому что вся земля покрыта снегом, а это хорошо для урожая.

…, потому что земля отдыхает, набирается сил, готовится к весне.

…, потому что прилетают зимние птицы (свиристели, снегири).

…, потому что можно поиграть в снежки, покататься на санках, коньках, лыжах, слепить снежную бабу.

— Зима — это плохо:

…, потому что солнце светит мало, становится холодно.

…, потому что небо темное, часто бывает плохое настроение.

…, потому что день короткий, а ночь длиннее, раньше ложимся спать.

…, потому что дует холодный ветер, сильный мороз, можно простудиться.

…, потому что стало мало птиц, они не поют.

мнемотаблица зима

Воспитатель. — Дети, а из чего образуется снег? Проверим?

(Дети берут немного снега и держат до таяния)

— Какой вывод мы можем сделать? (Снег – это вода. Снег тает и превращается в воду)

— Снег зимой покрывает всю землю. Хорошо это? Почему? (Снег защищает землю от мороза. Под снегом тепло.)

— А кому плохо в парках и лесах от того, что много снега? (Птицы, животные)

— Почему? (Им плохо добывать пищу)

— Кто им может помочь и как? (Ответы детей)

— Дети, вот мы и собрали материал для первой страницы.

(Дети заполняют вторую страницу «Снежную»)

Страница 3 «Жизнь животных зимой»

Дидактическая игра «Сравни и расскажи».

(Воспитатель предлагает для сравнения два сюжетных рисунка «Осенний лес» и «Зимний лес». Дети находят общее и отличное)

— Представьте себе, что вы попали в зимний лес и стали животными. Подумайте, ком бы вы хотели стать и расскажите о себе.

(Ребенок подходит к столу, составляет загадку о животном не называя его, дети отгадывают. Потом показывает картинку с изображением животного и рассказывает о животном от первого лица)

Упражнение «Рисование пейзажа в воображении»

(Дети закрывают глаза, звучит музыка П.И.Чайковского «Зима»)

— Дети, закройте глаза и послушайте мелодию. Нарисуйте пейзаж в своем воображении в сопровождении этой волшебной музыки.

(Дети коротко рассказывают о мнимых картинах)

Дидактическая игра «Следы на снегу»

(Дети рассматривают картинку с изображением следов зверей, выясняют где чьи следы (кабана, белки, зайца, волка, лисы, мыши)

— А почему в лесу не видно следов медведя (Осенью приготовил берлогу и лег спать)

— Дети, вот мы и собрали материал третьей страницы.

(Дети заполняют третью страницу «Жизнь животных зимой»)

Страница 4 «Птичья столовая»

— Дети, а кто еще кроме животных живет в лесу? (Птицы)

— Каких птиц вы знаете? Как их можно назвать одним словом?

— Почему их называют зимующими?

— Дети, а вы слышали, чтобы птицы пели в мороз или метель?

— Но часто птички погибают от голода.

— Как можно помочь птичкам? (Сделать кормушки, насыпать корм)

Дидактическая игра «Накорми птичку»

(Воспитатель описывает птиц, дети отгадывают птиц, берут картинку с изображением птички и сажают ее на кормушку, называют корм для птицы).

— Посчитайте птиц, которые слетелись к птичьей столовой.

— Назовите самую маленькую и самую большую птичку.

(Воспитатель предлагает план — схему для описания птички и предлагает составить описательный рассказ. Вспоминает значение каждой картинки по порядку)

Образец.

— Эта птичка небольшая. Называют ее воробей. Перья в него коричневые. Воробей — зимующая птичка. Летом он ест насекомых, осенью и зимой — семена, зерно, крошки. Гнезда строит под крышами домов, в скворечниках. Воробей полезен, потому что уничтожает гусениц.

— Дети, вот мы и собрали материал четвертой страницы.

(Дети заполняют четвертую страницу)

Страница 5 «Зимние забавы и праздники»

Очень я люблю, когда,

Снова к нам идет зима.

Можно много чем заняться,

И на саночках кататься.

Бегать быстро по лыжне,

И кататься по лыжне.

Можно всем играть в снежки.

Все довольны и дружны.

— Дети, чему радуется детвора?

(Работа с корректурной таблицей)

Упражнение «Соедини»

— Дети, по картинкам, которые я назову, нужно составить небольшой рассказ:

(1 — коньки, каток, сугробы;

2 — санки, игра в снежки, снежная баба;

3 — елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, хоровод)

— Дети, а какие зимние праздники вы знаете? (Ответы детей)

Упражнение «Зимняя картина» (Коллективная работа)

— Дети, вы много знаете о зиме, умеете рисовать снег, описывать пейзажи, наверняка сможете создать свою картину.

(Воспитатель раздает плоскостные изображения и просит найти для них место на картине по его указанию)

Задание:

— Дом размести в нижнем правом углу картины. Елку размести в нижнем левом углу картины.

— Куст размести между домом и елкой.

— Снежная туча над домом.

— Солнце в верхнем левом углу картины.

— Снежная баба в центре картины.

(Дети любуются картиной. Заполняют страницу журнала «Зимние забавы и праздники»)

Итог. Рефлексия

(Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат снежинки и проводит рефлексию, выясняет уровень заинтересованности детей материалом занятия. Дети выбирают снежинки по такому принципу:

белая снежинка — путешествие понравилась, было интересно;

серая снежинка — не очень понравилось;

фиолетовая снежинка — путешествие не понравилась, было неинтересно.

Воспитатель хвалит детей, подводит итог

— Вот и закончилась наша работа по созданию журнала. Теперь можно наш журнал отсылать в редакцию.

— Понравилось вам быть журналистами? Было интересно?

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: