Занятие в старшей группе: «Приключения юных защитников природы»

Цель:

  • продолжать учить детей работать в группах, совместно выполняя задания, договариваться, советоваться, решать общие вопросы;
  • упражнять в умении делиться своими знаниями, опытом со сверстниками о жизни растений, животных, птиц и их значение для жизни человека, используя корректурные таблицы;
  • формировать умение детей выкладывать корректурные таблицы и задавать вопросы друг другу по их содержанию, вести диалог с ровесниками;
  • ознакомить дошкольников с необычными растениями нашей планеты, птицами и животными-рекордсменами, используя интерактивную доску;
  • развивать логическое мышление при решении ребусов, головоломок, умение доказывать свою точку зрения;
  • формировать связную речь детей, творческое воображение, логическое мышление во время составления описательного рассказа и чтения стихотворения используя мнемотаблицы;
  • упражнять детей в умении делиться информацией, учиться обучая других.
  • поддерживать желание детей творить во время продуктивной деятельности, используя танграм, палочки Кьюизенера, блоки Дьенеша;
  • развивать мелкие мышцы кисти рук, глазомер, зрительный контроль, умение ориентироваться в пространстве, творческое воображение, логическое мышление;
  • воспитывать любовь дошкольников к природе, желание ее сохранять, уважение друг к другу.

Материалы и оборудование:

интерактивная доска, микрофон, интеллект карта, мнеморебусы, мнемотаблицы, головоломки, корректурные таблицы, предметные карточки, обучающие слайды «Необычный мир природы!», линейки, карандаши, элементы танграма, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, сигнальные карточки, бейджики, ключи, сундук, песок, вода, крупа, печенье.

Предварительная работа с детьми:

наблюдения в живой и неживой природе; рассмотрение и ознакомление с энциклопедическими знаниями о природе вокруг нас. Изучение стихов, скороговорок, пословиц о природе. Решение головоломок, ребусов.

Ход занятия в старшей группе детского сада

(Воспитатель организует детей к занятию и обращает внимание на гостей, предлагает поздороваться)

Воспитатель: — Дети, сегодня у нас будет необычное занятие, потому что на нем присутствуют гости. Им интересно увидеть, как вы работаете. Поприветствуйте их.

Дети: Рано-раненько солнышко встало,

Доброго утра всем пожелало.

Воспитатель:

— А сейчас дети, я хочу обратить ваше внимание на интерактивную доску. Нам пришло чрезвычайное сообщение. (Показ слайдов)

— Привет, мои друзья!

Я-Матушка Природа.

А это-злая, темная тьма.

Она хочет уничтожить всю живую природу нашей Земли: и птиц, и животных, и растения.

Кто же может спасти планету?

Это можете только вы, друзья!

Докажите ей, что без растений, животных, птиц не будет жизни на планете да и ее также не будет. Эликсир добра и любви к природе найдите, да Тьме отошлите. Умоляю, помогите. А поможет вам моя карта.

Воспитатель показывает интеллект-карту по которой дети определяют какие задания они будут выполнять на занятии.

Нам нужно ответить на вопросы, решить ребусы , рассказать, что мы знаем о животных, растениях и птицах и почему они необходимы на планете. Узнать что-то новое, интересное. Предложить свои варианты эмблем птиц, растений, домов для животных. Найти ключ от сундука, где находится эликсир добра и любви к природе и отправить его Тьме.

(Ключи находятся в разных емкостях: в воде, в песке, в крупе и т. п.) Ключей 5, а подойдет только один.)

Воспитатель предлагает детям поделиться на подгруппы соответственно бейджикам: любители птиц, знатоки растений, защитники животных.

Воспитатель: Что ж, мои любители природы, отправляемся за ключами. Занимайте места за столами. Успехов вам!

1 Сектор: Интересные вопросы  «интервью»

— Что же такое природа?

— Какая бывает природа?

— Что мы можем отнести к неживой природе?

— Чем отличается живая природа от неживой?

— Что было бы, если бы не стало растений, животных, зверей на планете?

— Как мы можем помочь нашей планете сохранить природу?

— Спасибо за такие интересные ответы. (Дети находят ключ и пробуют открыть сундук. Но зря, нужно искать другой.)

2 Сектор: «Рассуждаем вместе» (работа в группах)

Дидактическая игра «Разгадай ребус»

(Воспитатель дает детям задание разгадать ребус и доказать свою точку зрения)

I подгруппа

Отгадать загадку:

загадка калина

II подгруппа

2) прочитать стихотворение:

Мы рисуем и поем

Считаем, стихи читаем

А потом пойдем гулять

Пообедаем и спать

III подгруппа

3) Найти предмет в группе по схеме мнемотаблицы

Дидактическая игра «Раздели ковер линиями»

(Дети, выполнив задание, находят второй ключ, но он тоже не открывает сундук)

3 Сектор: Всезнайки

(Работа в группах с лидером по индивидуальным корректурным таблицам.)

Один ребенок из каждой подгруппы выбирает из общего количества предметных картинок цветов, птиц и животных именно свои. Дети обсуждают, что они знают о птицах (согласно животных, растений), какие бывают, где живут, что особенного, интересного знают об их жизни, какую пользу приносят.

Воспитатель предлагает заселить в домики, соответственно растения, животные, птицы, чтобы обогатить нашу планету. (Дети выкладывают карточки у окошечка «домов» — самостоятельно создавая корректурные таблицы).

Дети – модераторы каждой группы задают вопросы друг другу в отношении жителей, находящихся на разных этажах своих домиков.

Например: вопросы к корректурной таблице «Растения»

— Как мы можем назвать жителей этого дома? (Растения)

— Какие растения поселились на четвертом этаже? Назовите их. Напомните, где они растут. (Фруктовые деревья в саду)

— Где спрятались цветы? Назовите их. Расскажите, где они растут. (На первом этаже. Подснежник, астры, ромашки)

— В какой квартире живет цветок, который первым появляется  весной? (На первом этаже, кв. №1, Подснежник)

— Где еще живут кусты?( На втором этаже, справа от калины. кв №5-орешник, кв. №6-шиповник)

— Какое дерево растет на третьем этаже? (Дуб. Третий этаж, кв.№9)

— Найдите хвойное дерево. (Елка. Третий этаж кв. №8)

— В какой квартире поселилось необычное белокурое дерево с целебным соком? (Береза, третий этаж, кв.№7).

— Как называется место, где растет много березок (Березовая роща).

Например: вопросы к корректурной таблице «Животные»

— Назовите соседей медведя.

— Назовите рыжих животных.

— Какую пользу приносят человеку животные, которые живут на третьем этаже дома.

— Назови кто самый маленький из животных.

— Назовите хищников.

— Опиши животное, которое живет на втором этаже в кв. №6

— Какие животные запасают корм на зиму?

— Назовите животных, которые имеют «родственников» среди домашних животных.

— Названия каких животных имеют три слога?

— Названия каких животных заканчиваются на гласный звук?

Например: вопросы к корректурной таблице «Птицы»

— Назовите зимующих птиц

— Опишите птичку, которая является «врачом» леса

— Какая птичка упоминается в сказке «Дюймовочка»?

— На каком этаже живут домашние птицы? Назовите их.

— В какой квартире дома живет птичка, которая подбрасывает свои яйца другим птицам?

— Назовите соседей воробушка сверху и снизу.

— Назовите птиц, которые могут плавать. Сколько их?

— Какие птицы возвращаются весной на Родину первыми?

(Находят 3 ключ)

4 Сектор «Развлекательный»

Физкультминутка с использованием аудиозаписи.

5 Сектор «Хочу много знать»

(Показ слайдов и рассказ воспитателя о необычных растениях, интересных животных, птицах)

Сказка «Необыкновенный мир природы»

На чудесной, прекрасной земле, в сказочном лесу жили зверьки — друзья Смешарики. Они все делали вместе: вместе играли, вместе интересовались наукой, работали, но поняли, что никогда нигде не путешествовали.

И вот, однажды, Нюша предложила друзьям найти необычные секреты в природе. И они отправились в путешествие. Их интересовало все вокруг! Деревья, цветы, птицы, рыбы, животные . Вдруг они услышали волшебную музыку. Это играла фея «Динь-Динь» на волшебной дудочке. Она с радостью встретила Смешариков и пообещала показать и рассказать им о самых удивительных растениях и животных, которые существуют в природе.

Фея махнула волшебной палочкой и начала с растений, которые являются опасными. Это растения-хищники, а именно цветок-мухоловка, которая захлопывается, как только насекомое садится и задевает ворсинки на его поверхности. Затем цветок выделяет специальную жидкость, которая парализует насекомое.

Друзья были удивлены, но продолжали слушать!

— Это так интересно! Странствуем дальше!

Фея махнула волшебной палочкой и друзья оказались среди любопытных птиц и животных.

— Знаете ли вы, — спросила она, что колибри-самая маленькая птица на Земле? Эта птичка может летать боком и хвостом вперед, ее любимое лакомство это цветочный нектар. Она добывает его своим длинным тонким клювом.

Лучшими бегунами являются гепарды. Эти животные движутся со скоростью 100 км/ч., почти так же, как спортивная машина, длина прыжка достигает 7 м. В отличие от других кошек, когти на лапах у гепарда не прячутся, а действуют как шипы на спортивных бутсах, во время бега крепко цепляются за землю, помогая животному устоять на лапах.

Очередной раз, махнув волшебной палочкой, красавица спросила:

— Знаете ли, вы, что в мире есть летающие рыбы?

В это трудно поверить, но некоторые рыбы и в самом деле летают. «Крыльями» им служат плавники, размещенные на груди или брюшке. Полет рыбы длится полминуты, но за это время она пролетает 200 – 400 метров.

А напоследок фея рассказала о необычном хамелеоне. Он может маскироваться под окружающий мир, меняя цвет своего тела. Его глаза могут вращаться в разные стороны независимо друг от друга, а лапы похожи на клещи. Свою добычу хамелеон ловит, быстро выбрасывая свой длинный, липкий язык.

Зверьки хотели послушать еще много рассказов, но им было нужно возвращаться домой!

Фея пожелала друзьям запомнить все, что они увидели и услышали и рассказать другим. А самое главное помнить:

Природа нам-как родной дом,

Поэтому любите и берегите природу! — проговорила фея «Динь-Динь», махнула волшебной палочкой и исчезла. Смешарики довольные вернулись обратно в волшебный лес и еще долго обсуждали все новое, о чем узнали. Они были невероятно счастливы.

6 Сектор «Мы-творцы» (мнемотехника)

Описание животного (птички, цветки) с помощью таблицы;

7 Сектор «Архитекторы»

Воспитатель предлагает задания:

— Создать памятную эмблему цветка, используя палочки Кьюизенера и схему работы.

— Создать эмблему птичке, используя элементы танграма и схему работы;

— Создать сказочный дом для животных, используя Блоки Дьенеша и схему работы.

(Дети самостоятельно выбирают материал, количество фигур, соответственно заданной схеме).

(Малыши находят последний ключ, открывают сундук и достают эликсир доброты и любви к природе. Передают его друг другу, и говорят по очереди пословицы о природе.)

— Зима без снега — лето без хлеба;

— Когда апрель с водой, то май с травой;

— Весна ленивого не любит;

— Осень собирает, а весна съедает;

— Весна красна цветами, а осень с плодами;

— Где много птичек там нет букашек;

— Готовь сани летом, а сани зимой;

— Кто летом лентяйничает, тот зимой беду слышит.

Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель благодарит детей за помощь. Делает вывод.

— Как вы думаете, помогли ли мы Матушке Природе?

— Что вам сегодня больше всего понравилось в нашем путешествии?

— Что нового сегодня узнали? Еще о чем вы бы хотели услышать и увидеть?

— Какие советы можете дать по сохранению природы на нашей планете?

За ваши знания, смекалку, творчество Матушка Природа передала вам сладкий сюрприз. (Печенье)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: