Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования г. Краснодар
детский сад комбинированного вида № 197
педагог-психолог Писклова Е.Н.
Психолог. — Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в нашей аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с Вами получится интересное и полезное мероприятие.
В пункте 3.2.5 ФГОС дошкольного образования описаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Особое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативы детей, созданию условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.
В связи с этим, у педагогов-практиков возникла необходимость в нахождении новых методов и приёмов, направленных на развитие осознанной активности ребёнка, формирование у него способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источнику мотива и умения учиться, развитию познавательных интересов и готовности к успешному обучению в школе.
Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом профессионально правильного и грамотного окончания занятия, то есть применение им способов и приёмов рефлексивной оценки.
Что же такое «рефлексия»?
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.
Опыт работы ДОУ показывает, что начинать развитие навыков рефлексивной деятельности, можно уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.
В теоретической литературе выделяют несколько классификаций рефлексии:
- физическую (успел – не успел)
- сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно)
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
На взгляд психологов самой приемлемой рефлексией для дошкольников считается сенсорная рефлексия (комфортно-дискомфортно).
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, необходимо использовать разнообразный наглядный материал (маркеры настроения): смайлики настроений (двух видов), звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.
Детям предлагается оценить своё настроение после совместной деятельности, в частности после физкультурного занятия, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается). Обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.
Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получились все упражнения», «Я постарался», «Я, молодец» или «У меня не поучилось, потому что у меня плохое настроение, или болит ручка, или ножка…», и т.д.
Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возрасту таких маркеров может быть уже четыре или пять:
- радостный,
- улыбающийся,
- задумчивый/грустный,
- слезливый,
- сердитый.
Рефлексию настроения или эмоционального состояния можно проводить, используя приём «Огонёк общения» (символическое сердечко), «Волшебная палочка», «Волшебный клубочек». На занятиях физкультуры можно пустить в ход спортивный инвентарь. Например: разноцветные кегли, флажки, мячи и т.д. В старших дошкольных группах можно уже поговорить с детьми о том, какие упражнения больше всего понравились, какие меньше. Какие давались легко, какие сложно.
Дети по кругу передают символическое сердечко, волшебную палочку, либо перебрасывают мяч друг другу и говорят о своих чувствах, ощущениях:
сегодня меня порадовало…
сегодня меня огорчило…
Или, когда ребёнок дарит медальки (цветочки) тем, кому посчитает нужно. Например, дарится цветок самому сильному, ловкому, быстрому. Затем педагог смотрит, у кого получился самый большой букетик? Спрашиваем детей: «Как вы думаете, почему?».
Рефлексию деятельности мы начинаем применять со среднего дошкольного возраста.
- Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»
- Сегодня на занятии было самое интересное….
- Мне особенно понравилась…
- Я не очень понял…
- Мне еще хотелось бы заняться …
или
- Сегодня я узнал…
- У меня получилось…
- Было трудно…
- Меня удивило…
- Было интересно…
- Теперь я умею…
- «Светофор»
Дети сигналят карточками:
- Зелёный – побольше таких занятий, здорово;
- Жёлтый – понравилось, но не всё;
- Красный – не понравилось, скучно.
- «Дерево успеха»– зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – много ошибался.
- «Поезд»: На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы занятия. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон
- «Пантомима»
Детям предлагается с помощью пантомимы показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
- «Банки с вареньем
Две пластиковые банки, контейнеры на одной надпись «Я справился!» или знак «+», на другой — «Я не справился» (знак «-»). Дети бросают фишки-ягодки в разные банки в зависимости от результатов.
На занятиях физкультурой можно применять корзинки с мячами с пометкой «+», «-». Либо знак — лайк, дизлайк. (палец вверх, палец вниз).
Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.
Рефлексивные экраны и приёмы рефлексии могут использоваться педагогами ДОУ не только в конце образовательных ситуаций, но и при подведении итогов работы по тематическому блоку, просто в конце дня или по завершению проекта.
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.
Таким образом, систематическая и грамотная организация педагогом рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
А теперь, уважаемые коллеги, разрешите мне с вами провести небольшую рефлексию, так сказать, подытожить наше мероприятия. Возьмите по три флажка разного цвета: красный, желтый и зеленый. И отвечайте на мои вопросы, поднимая флажки вверх.
Зеленый цвет будет означать удовлетворенность, положительную оценку, желтый – среднюю оценку, красный цвет – неудовлетворенность, низкую оценку.
Итак, вопросы:
- Понравилось ли Вам наше мероприятие?
- Насколько данное мероприятие стало Вам полезным, познавательным, интересным?
- Готовы ли Вы применять полученный сегодня опыт в своей профессиональной деятельности?
- Необходимо ли проводить подобные мероприятия?
А теперь, прошу каждого из Вас оставить нам на память частичку впечатлений от сегодняшнего мероприятия, украсив осеннее дерево нашего ДОУ своими отзывами, рекомендациями, пожеланиями.
Прошу написать их на осенних листочках и прикрепить на дерево.
Всем, большое спасибо за внимание!
Скачать презентация Рефлексия с дошкольниками на занятиях по физической культуре