Консультация для воспитателей: «Если в группе новенький ребенок»

В детский сад пожаловало много новеньких детей. Для них все не так, как дома: более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, необычные требования… Но, главное отличие — расставание с мамой. Все это может вызвать у ребенка напряжение и даже тревожность, стресс.

Первые дни пребывания в дошкольном образовательном учреждении всегда сложны для ребенка. Он попадает в новую, пока непривычную социальную среду и должен приспособиться к ее условиям. Это активный процесс, часто имеющий отрицательный результат. Как помочь малышу легче адаптироваться и свободно чувствовать себя в группе сверстников? Консультации психолога.

Предлагаем вниманию воспитателей несколько несложных правил, соблюдение которых позволит избежать трудностей в общении между ребенком и воспитателем, ребенком и группой сверстников.

ПРАВИЛО 1: спокойно реагируйте на проявления неустойчивого эмоционального состояния ребенка.

Конечно, малыш скучает по дому и родителям, ему не хватает эмоционального и тактильного контакта с ними. Заменить этот контакт вы не сможете. Ребенок этого и не ожидает, но ему необходимо, чтобы вы поняли его состояние и разделили его. Поэтому не навязывайте тактильный контакт: не берите ребенка на руки — будет сопротивляться, не обнимайте без его согласия — оттолкнет, не берите за руку — выдернет, и ни при каких обстоятельствах не подталкивайте в спину — будет воспринимать это как принуждение к нежелательному действию.

Вместо этого используйте словесный прием «отражение» состояния ребенка. Сядьте рядом, тихим и ласковым голосом поговорите с ним. Дайте ему почувствовать, что вы понимаете его состояние и переживаете за него.

Например, скажите: «Я понимаю, что тебе тяжело. Тебе кажется, что ты остался один, но это не так. Я всегда буду рядом, хоть я не мама, но постараюсь, чтобы тебе было интересно со мной. Мы можем играть вместе. Здесь есть много интересных игр и книг. Посмотри, сколько детей в группе! Когда они впервые пришли сюда и тоже грустили, а сейчас — нет. Поверь, тебе будет интересно. Вот моя любимая игрушка. Давайте познакомим ее с той, что ты принес из дома! Можно моей игрушке коснуться лапкой твоей игрушки? А тебя?»

Рекомендуем воспитателям иметь в своем арсенале непривычные для ребенка игрушки, которые невозможно приобрести в магазине. Это могут быть самодельные игрушки, отличающиеся от других:

  • размером-мышонок или медвежонок величиной с мизинчик, сделанные из меха или мягкой ткани
  • нестандартной формой-квадратный кот или круглый пес
  • звучанием- колокольчик или мелодичная погремушка
  • окраской- поросенок с цветными ушками и хвостиком

Интересными для детей являются куклы-перчатки, которые можно одевать на руку и использовать во время театрализованных игр. Поэтому советуем вам, уважаемые коллеги-воспитатели, обратить внимание на детские перчатки как основу для изготовления таких игрушек. Вы можете купить пару детских перчаток или использовать те, которые «загрустили» без пары в раздевалке группы. Сверху на перчатку с помощью липкой ленты прикрепите бабочку, цветного жучка, лягушку, зайчика и тому подобное. Можно прикрепить небольшую готовую или изготовленную собственноручно игрушку-и кукла-перчатка готова.

Такая игрушка поможет воспитателю установить тактильный контакт с ребенком. Ведь подать ладошку яркой бабочке или жучку, который забавно шевелит лапками — пальчиками перчатки, — интереснее, чем воспитателю. Игрушку на перчатке можно использовать вместе с другими игрушками для разыгрывания детьми несложных сюжетов рассказов и сказок, считалок и мирилок, а также для легкого пальчикового массажа. С помощью таких игрушек можно организовать веселое обучение правилам построения диалога, поведения в ситуациях «знакомство», «в транспорте», «в гостях» и тому подобное.

ПРАВИЛО 2: привлеките ребенка к интересной деятельности, требующей длительной сосредоточенности, и обеспечьте ситуацию успеха.

Общеизвестно, что успех в одних действиях побуждает малыша к новым свершениям. Наилучшим видом деятельности, которая станет для ребенка успешной, является художественный труд. Содержание ее может быть различным, например изготовление таких творческих изделий как:

  • салфетки-подставки под чашкуиз цветного картона
  • «картинки настроения»из картона и тонких цветных атласных лент
  • открыткииз самых простых элементов, созданных в различных техниках-квиллинг, макраме и т. д

Главное, чтобы изделие было легко производить, оно имело практическое применение и ребенок мог забрать его домой и продемонстрировать свои успехи родителям.

Сначала достаньте и разложите на столе необходимые материалы. Они должны быть яркими и привлекательными. Начните рассматривать их вместе с другими детьми, а новичка посадите возле себя.

Для изготовления салфетки-подставки под чашку раздайте детям шаблоны — квадраты из плотного картона размером 10х10 см, — клей, кисточки для клея и различные украшения, в частности мелко нарезанные цветные нитки или бумагу. Предложите детям окунуть кисточку в клей и» нарисовать » им простейшие фигуры или объекты — волны, солнышко, круг или несколько кругов разного размера и тому подобное. Покажите, как легко можно создать красивую салфетку, просто насыпав ниточки или мелко порезанную цветную бумагу на клеевой рисунок. Лишние украшения надо стряхнуть.

Изготовление такой салфетки — хороший повод для разговора с ребенком: «Кому ты хочешь сделать салфетку? А кто еще есть у тебя дома? Может, сделаем еще одну?».

Для создания «картинки настроения» вам снова понадобятся квадраты из плотного картона размером 10х10 см, на которые дети по желанию наклеивают цветные ленты (ширина — 1 см, длина — 12-15 см) в любом направлении и в любом количестве, но так, чтобы полностью закрыть картонную основу. Закончив работу, воспитатель должен обрезать края ленточек так, чтобы они на 0,5-1,0 см выступали над краем картона.

Такие картинки приятны на ощупь, красивы на вид и могут быть использованы как декор в группе или у ребенка дома. С помощью обычной канцелярской скрепки сделайте крючочек и подвесьте картинку над шкафчиком ребенка. Из нескольких таких картинок можно сделать настенное панно, а если основа картинки не прямоугольная, а округлая — «букет настроения» ребенка в течение недели.

Пока дети работают, вы можете сделать и свою «картинку настроения». Наклеивая цветные ленточки на основу, проговаривайте, почему вы выбираете тот или иной цвет.

Воспитатель: «Это ленточка желтого цвета. Я беру ее, потому что сегодня солнечный день, и я этому рада. Красный цвет такой яркий и веселый, как дети в нашей группе. Синий-спокойный и внимательный. А зеленый словно зовет на прогулку. Мы были на прогулке, и настроение у меня было хорошее».

Открытки в технике квиллинг дети могут изготовить, используя заготовки, сделанные воспитателем. Выбирая цвет и размер предложенных элементов, дети наклеивают их на картон, образуя несложные узоры, цветы, цыплят, бабочек и тому подобное.

А вот усовершенствовать умение завязывать шнурки поможет другая задача-изготовление открытки в виде рыбки с хвостиком из шерстяных ниток или шнурочков.

Для изготовления такой рыбки нужны разноцветные мягкие нити и овальная основа из картона — туловище рыбки. С одной стороны картонной основы по краю сделайте небольшие отверстия. Рассмотрите с детьми основу и нити, определите, какого они цвета. Покажите детям, как можно сделать рыбке красивый хвостик. Для этого в каждое отверстие следует просунуть ниточку (шнурок, ленточку) и завязать ее на узелок. Чем больше ниточек-тем красивее хвостик.

ПРАВИЛО 3: познакомьте ребенка с планировкой и оборудованием групповой комнаты с помощью игры.

Воспитатель: «Хочу проверить, кто из вас самый внимательный! Для этого осмотрите нашу группу и запомните, что и где в ней размещено. Затем закройте глаза и ответьте на мои вопросы. Поднимитесь с коврика. Станьте один за другим и положите руки на плечи того, кто стоит перед вами, — образуем сказочный поезд. Он поможет нам объехать всю группу. Трогаемся!»

Станьте во главе «поезда» и направляйте его движение. Новенького малыша поставьте за собой, чтобы все время быть с ним рядом. Двигайтесь не спеша, чтобы дети не испытывали дискомфорта. Во время «путешествия» остановите «поезд» возле уголка природы, игровой зоны, стола воспитателя, доски с оборудованием для занятий, книжных полок, в других местах групповой комнаты. На «остановках» предложите детям осмотреть каждый уголок и рассказать о нем, назвать вещи, что там размещены. Доброжелательно дополните рассказы детей интересной для них информацией, например: «Это мой большой стол. Утром, когда еще никого из вас нет, я прихожу на работу, сажусь за этот стол и жду, кто же придет первый?»; «Это наши цветы, они очень скучают без вас и радуются, когда вы к ним подходите, улыбаются». Закончив экскурсию, «поезд» поворачивает детей к коврику в игровом уголке. Предложите всем удобно расположиться на нем и отдохнуть.

Воспитатель: «Теперь, когда мы внимательно осмотрели нашу группу, поиграем в игру. Вы по очереди будете закрывать глаза, а я буду задавать вам вопросы. Вы должны ответить на них, не открывая глаз. Глаза можно открыть только после того, как дадите ответ. За каждый правильный ответ вы получите фишку. В конце игры мы подсчитаем фишки и узнаем, кто из вас самый внимательный».

Воспитатель задает детям вопрос: Что стоит возле аквариума? Сколько рыбок живет в аквариуме? Как называются эти рыбки? Какого цвета шторы на окне? Ковер, на котором мы сидим? Какие цветы стоят на подоконнике? Что размещено на стенах группы? Какие игрушки самые большие в игровом уголке? Что лежит на столе у воспитателя? Где размещены последние творческие работы детей по лепке? В конце игры определяют самого внимательного ребенка в группе.

ПРАВИЛО 4: обращайтесь к малышу с просьбой помочь вам, чтобы привлечь его к совместной деятельности со всеми детьми.

Это могут быть, в частности, такие просьбы, как:

  • помочь расстелить на ковре лист ватмана, на котором дети будут выполнять коллективную работу (рисование, коллаж, аппликацию
  • раздать вспомогательные материалы для выполнения заданий — маркеры, природные материалы (засушенные листья, мох, лепестки цветов, веточки, мелкие ракушки и т. п)
  • расставить на полочках игрушки
  • рассмотреть и выбрать книги для чтения

Во время выполнения ребенком поручений разговаривайте с ним, благодарите, одобряйте, постепенно привлекайте к сотрудничеству других детей. Главное-предупредите страхи ребенка относительно того, что вы забудете о нем, оставите самого. Будьте рядом и общайтесь не только словами, но и глазами, мимикой, жестами. Ребенок должен почувствовать-вы надежный человек, который понимает его состояние, с вами интересно, вас можно принять в круг близких людей.

Критериями успешной адаптации ребенка к условиям детского сада являются:

  • внутренний комфорт или эмоциональная удовлетворенность ребенка, что проявляется в позитивном настрое и желании общаться
  • внешняя адекватность поведения— способность легко и точно выполнять требования и соблюдать правила поведения в новой среде

Поэтому, общаясь с ребенком, учитывайте все трудности его адаптации к новым условиям пребывания. Лишь завоевав его доверие, вы сможете помочь ему приспособиться к условиям дошкольного учреждения и социализироваться в детском коллективе.

Неблагоприятное течение адаптации дошкольников к новым условиям может привести к возникновению неврозов и даже к регрессу развития.

И, в заключении, еще одно интересное упражнение для адаптации ребенка в детском саду

Упражнение «Встреча двух сердец»

С помощью шаблонов вырезаем из картона два сердца (можно заменить на солнышко и тучку, два цветка и т. п.) и делаем в них отверстия для пальцев.

Смоделируйте вместе с детьми знакомство двух сердец. Акцентируйте внимание на соблюдении всех правил знакомства и приветствия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: