Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328
Сегодня проблема готовности ребенка к обучению в школе в новых современных условиях занимает одно из важных мест в связи с переходом на новую систему обучения. Очень важно, чтобы малыш на начало обучения в школе был готов учиться, это характеризуется таким понятием, как «школьная готовность». Оно означает, что готовность к школе — это не только умение читать, писать и считать цифры. Психологи и педагоги определяют несколько составляющих школьной готовности, о которых родители, к сожалению, часто забывают. Ведь школьная жизнь даже самого умного, но психически еще не готового к обучению ребенка, может сложиться достаточно проблематично.
Для того, чтобы человек был гармоничным, счастливым, он должен быть в согласии со своим «Я». Например, если ребенок идет в школу и не хочет там учиться, будет ли он удовлетворен ролью ученика? Конечно, нет. И что будет чувствовать такой ребенок? Что будет означать для него такая роль? Тревогу!
Какие навыки показывают готовность ребенка к школе?
Теперь, о навыках, которые также показывают уровень готовности ребенка к новой социальной роли.
Родители хотят, чтобы ребенок отвечал их стандартам. А дети бывают разные: кто-то флегматичного темперамента, другие — холерического. Кто-то — «посередине». И когда дети не успевают за родителями, часто те выполняют детские обязанности за них («быстро руки мой! Быстро, а ладно, сам помою»). Так лучше, так удобнее. Так быстрее. Но есть вопрос — для кого? И он, конечно, риторический.
Одним из ключевых признаков готовности ребенка к школе я считаю развитие навыков самообслуживания: самому умыться, почистить зубы, одеться, обуться, убрать игрушки, сложить свои вещи, помыть тарелку после себя, набрать воды из крана. Некоторые дети в 6 лет умеют также застилать и расстилать постель.
Если ребенок стремится к самостоятельности, это свидетельствует о том, что он готов к автономии, быть определенное время без родительской опеки. Такой ребенок не почувствует себя в классе беспомощным и не будет проситься домой раньше положенного времени. Хотя, конечно, если ребенок не умеет застегнуть пуговицы или завязать шнурки, это — не повод не идти в школу. Этому можно научиться.
Еще одним важным критерием готовности ребенка к школе является его готовность придерживаться определенных пределов, ограничений. Если он хорошо справлялся с этими ограничениями в детском саду, в школе ему будет легче. Границы — это безопасность ребенка. На красный свет нельзя идти не потому, что так хочет мама, а потому что это опасно. В то же время, это определенное ограничение его свободы, свободы, деятельности, и ребенок, который умеет их соблюдать в семье, будет подчиняться им и в школе. Соблюдение границ — это как соблюдение правил дорожного движения: если их нарушать, будут санкции, штрафы. Такие действия уменьшают тревогу у ребенка, ведь он учится понимать последствия своих поступков.
Главное — чтобы эти пределы не были слишком узкими или слишком широкими и соответствовали возрасту ребенка. С соблюдением границ происходит формирование ответственности за свои поступки и слова. Ребенок в этом возрасте способен в определенных случаях оценить себя, что он делает хорошо, а что — нет. И это тоже является критерием готовности к школе.
Желательно, чтобы учитель и родители одинаково ограничивали свободу ребенка. Случается, что учитель говорит одно, а родители — другое: «Ты учителя не слушай, слушай нас». Тогда ребенок как будто раздваивается, так появляются две правды, и ему очень трудно с этим справиться. Поэтому я советую родителям активно контактировать с учителями, быть участниками учебного процесса не только, когда надо на что-то сдать деньги. Потому что в таком случае это — пассивная роль.
Если ребенок не умеет знакомиться, играть и вливаться в новый коллектив, стоит еще до школы помочь ему в этом. Будущий первоклассник должен уметь просить о помощи и рассказывать о своих потребностях. В первые дни обучения для некоторых это может быть трудно, но когда проходит адаптационный период, дети могут говорить, что им нужно, объяснить свое поведение.
Также важно умение — слушать и не перебивать. Например, если ребенок способен минимум 20 минут восторженно смотреть и слушать представление, рассказ, выступление — он готов к восприятию информации на уроках. Но здесь также играет роль мастерство учителя подать материал и заинтересовать ученика.
Готовы ли к школе родители?
Опыт научил меня спрашивать родителей: готовы психологически они к тому, что их ребенок (нередко единственный) идет в школу? Готовы ли они к изменению его социального статуса? Случается, что нет, потому что есть страх. Страх, что ребенок будет плохо учиться, его будут оскорблять, или же он будет обижать других, не выдержит школьной нагрузки и тому подобное. Или есть второй ребенок, который еще ходит в детский сад и пойдет в школу через год — тогда можно одновременно отводить в школу обоих. Здесь нужно выбирать, что важнее. И каждый выбор имеет цену. Важно, чтобы ребенок не пострадал от этого выбора и мог реализовать свое право на обучение — в случае, если он этого хочет и к этому готов.
Критериями психологической готовности родителей к школе могут быть:
готовность своевременно расстаться с ребенком;
открытость к своим чувствам и, при необходимости, готовность обращаться за помощью;
готовность сотрудничать с учителями, администрацией школы, другими родителями в пользу ребенка и брать на себя ответственность за все последствия этого сотрудничества;
готовность решать проблемы, конфликтные ситуации через сотрудничество, договоренность;
ощущение и вера в то, что ребенок справится с новой ролью, готовность поддержать его, когда ему страшно и тяжело.
Как облегчить ребенку адаптацию к школе?
Рассказать о своем положительном опыте в школе, показать первые школьные фотографии.
Не бояться показывать эмоции и волнения: свои и ребенка.
Способствовать формированию доверительных отношений с учителем.
Стоит рассказать ребенку, что обучение полезное: расскажите, например, как изучали на географии страны, потом увидели их во время туристических путешествий, как научились разговаривать на иностранном языке, и как это помогло общаться, как овладели интересными спортивными играми и тому подобное. В школе обязательно появятся новые друзья, с которыми весело проводить время.
В то же время, не стоит не говорить ребенку о возможных трудностях, потому что тогда школа будет выглядеть идеальным местом. Пообещайте ребенку свою поддержку, если будут возникать проблемы.
Новую роль усвоить нелегко, потому что это что-то неизвестное, а неизвестное вызывает напряжение, настораживает. Поэтому лучше новой ролью не пугать (вот пойдешь в школу, и будет тебе беда: будешь учиться с утра до ночи, там тебя будут ругать …), а найти в ней что-то интересное, то, что понравится ребенку, вызовет у него интерес. Если ребенок очень переживает, что не справится с новой ролью, стоит сказать ему, что волноваться — это нормально.