Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328
В статье рассмотрена структура стандартной утренней гимнастики и современные подходы к ней, для заинтересованности детей физическими упражнениями. Особенности проведения в каждой возрастной группе (рекомендации для педагогов детского сада).
Утренняя гимнастика нужна не только для пробуждения физических сил организма. В детском саду это прежде всего особенное организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Это физкультурно-оздоровительное мероприятие которое:
- повышает эмоциональный тонус детей как результат «мышечной радости» от движений вместе с другими детьми;
- снимает психологическую нагрузку от разлуки с родителями;
- концентрирует внимание;
- улучшает поведение.
Двигательная разминка, четкий ритм и физическая активность «заряжают» ребенка положительными эмоциями, настраивают его на весь грядущий день жизни в коллективе сверстников.
Чтобы утренняя гимнастика имела оздоровительный эффект, надо создать определенные условия. Перед ее проведением следует проветрить помещение и обеспечить облегченную одежду детей. Необходимо также побеспокоиться и об обуви детей. Она должна быть удобной, желательно спортивной.
Лучшая одежда для педагога — спортивная форма. Однако это необязательно. Главное, чтобы одежда не мешала двигаться и четко показывать упражнения.
Структура утренней гимнастики в ДОУ
Структура типична для всех возрастных групп. Она содержит три обязательные составляющие: вводную, основную и заключительную части. Каждая составляющая имеет свое предназначение. Вводная часть призвана взбодрить организм и подготовить его к выполнению комплекса общеразвивающих упражнений — основной части. Физическая нагрузка во время основной части достигает максимума. А во время заключительной части нагрузку постепенно снижают и организм возвращается в привычное состояние.
Чтобы каждая структурная составляющая выполнила свое предназначение, ее следует правильно построить. Об этом-подробнее.
Вводная часть
Выстраивание в колонну или шеренгу. Выстраиваться в шеренгу детей учат, начиная со средней группы.
Различные виды ходьбы, в частности с элементами коррекции, если утреннюю гимнастику проводят в зале или групповой комнате. Для детей младшей и средней групп — 2-3 вида ходьбы, для детей старшей группы — 3-4 вида.
Различные виды бега в среднем темпе. В комплекс включают 1-2 вида.
Упражнение на восстановление дыхания.
Ходьба обычная.
Перестроение для комплекса общеразвивающих упражнений, при необходимости — раздача атрибутов.
Основная часть
Комплекс общеразвивающих упражнений. Они должны быть —
- разнообразными по видам движений;
- охватывать различные группы крупных мышц-плечевого пояса, спины, живота, ног.
Перестроение в колонну.
Заключительная часть
Бег, чередующийся с ходьбой.
Различные виды ходьбы, кроме ходьбы с элементами коррекции — 1-3 вида.
Упражнение на восстановление дыхания во время обычной ходьбы и/или стоя на месте.
Современные подходы к проведению утренней гимнастики
Методику утренней гимнастики в условиях учреждений дошкольного образования считают наиболее отработанной. Однако бытует мнение, что в ней много шаблонности и однообразия. Обогатить содержание утренней гимнастики можно такими элементами, как:
- танцевальные движения,
- хороводы,
- «двигательные рассказы»,
- «двигательные загадки»,
- нетрадиционные дыхательные упражнения,
- психомоторные разминки,
- двигательные этюды для выражения эмоций,
- использование нестандартного инвентаря и т. д.
Их целесообразное использование в процессе утренней гимнастики будет способствовать активной и содержательной двигательной деятельности детей, создаст условия для умственной работоспособности и переходу к деятельному состоянию.
Типичная структура утренней гимнастики построена так, чтобы оптимально регулировать физическую нагрузку. Нетрадиционные элементы регулируют психическую нагрузку, активизируя интеллектуальную и эмоциональную сферы. Именно поэтому подбирать нетрадиционные элементы к каждому структурному компоненту утренней гимнастики следует в соответствии с его целью и особенностями содержания, продумывать условия его эффективного использования.
И хотя положительная роль разнообразия элементов утренней гимнастики не вызывает сомнений, иногда возникают попытки или полностью отрицать богатый отечественный опыт физического воспитания детей дошкольного возраста, или использовать современные инновации без должного обдумывания.
Так что помним: поиск новых, более совершенных приемов не помешает. Но прежде всего, воспитатели должны научиться максимально эффективно использовать традиционную методику, апробированную многолетней практикой.
Особенности педагогического сопровождения утренней гимнастики в каждой возрастной группе
Рекомендации для педагогов
Первая младшая группа
Проводите утреннюю гимнастику в групповой комнате; заканчивайте ее за 5-10 мин до завтрака.
Старайтесь, чтобы все дети приняли участие в двигательной деятельности, поощряйте их выполнять упражнения самостоятельно.
- Выполняйте все упражнения вместе с детьми.
- Придавайте упражнениям имитационный характер или проводите упражнения с предметами — флажками, лентами, маракасами и тому подобное.
- Предлагайте детям упражнения с известными предметами, знакомьте с ними накануне, приучайте воспринимать физкультурный инвентарь как атрибуты к упражнениям, а не как игрушки.
- Выстраивайте детей врассыпную для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года, постепенно обучая выстраиваться в круг.
- Используйте ориентиры во время построения.
- Внедряйте счет «1-2» со второго полугодия.
- Практикуйте 3-4 общеразвивающие упражнения в комплексе, дозировка — 4-5 раз.
- Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики: 4-5 мин.
Вторая младшая группа
Используйте в первом полугодии известные детям упражнения, которые они выполняли в первой младшей группе.
- Выполняйте упражнения на счет «1-2» в начале года и постепенно внедряйте счет «1-4».
- Не требуйте от детей правильного и четкого выполнения упражнений, сходство с образцом — приблизительное.
- Давайте индивидуальные указания детям относительно качества выполнения двигательных действий.
- Внедряйте предварительный показ общеразвивающих упражнений постепенно.
- Используйте прием «зеркального» показа.
- В конце года ознакомьте детей с перестроением в три колонны способом за ведущим.
- Придавайте упражнениям имитационный характер.
- Практикуйте 4-5 общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 5-6 раз.
- Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики: 5-6 мин.
Средняя группа
В начале года используйте известные детям перестроение и варьируйте их: в круг, в три колонны способом за ведущими. Во втором полугодии познакомьте детей со способом перестроение тройками.
- Вовлекайте детей в выполнение упражнений после предварительного показа и объяснения.
- Продолжайте придавать упражнениям имитационный характер.
- Используйте музыкальное сопровождение.
- Практикуйте 5-6 общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 6-8 раз.
- Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики-6-8 мин.
Старшая группа
В начале года используйте известные детям перестроение и варьируйте их: в круг, в три колонны способом за ведущим, тройками. Это заинтересовывает, стимулирует развитие внимания и координации движений. Ознакомьте детей с перестроением двойками способом разведения и сведения.
- Используйте частичный показ упражнения, показ подготовленным ребенком.
- Вовлекайте детей в выполнение упражнений по названию, словесной инструкции.
- Давайте общие и предварительные указания относительно правильности и качества выполнения упражнения.
- Добивайтесь качественного выполнения детьми двигательных действий, оказывайте индивидуальную помощь.
- Продолжайте придавать упражнениям имитационный характер.
- Используйте музыкальное сопровождение.
- Практикуйте 6-7 общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 8-10 раз.
- Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики — 8-10 мин.
Разновозрастная группа
- Объедините детей в две подгруппы-младшую и старшую.
- Ориентируйтесь на младших детей при построении и перестроении.
- Подбирайте различные виды ходьбы и бега, посильные для всех детей. Чтобы выполнить движения, разные по сложности, стройте детей в два круга. Например, внутри круга малыши бегут «как лисички», а во внешнем круге старшие дети прыгают с продвижением вперед на двух ногах «как зайчики».
- Для выполнения общеразвивающих упражнений малышей постройте в круг, врассыпную; если младшую подгруппу составляют дети среднего дошкольного возраста, воспользуйтесь перестроением из одной колонны в несколько способом выведения колонн за ведущим.
- Подбирайте общеразвивающие упражнения, которые могут легко выполнить младшие дети.
- Регулируйте физическую нагрузку: увеличивайте ее для детей старшего дошкольного возраста и уменьшайте для младшего. Для этого устанавливайте количество и дозировку общеразвивающих упражнений в комплексе в соответствии с возрастом — младшие заканчивают выполнять упражнение, а старшие продолжают.
- Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики, ориентируясь на старшую подгруппу.
Добиваемся оздоровительного эффекта утренней гимнастики
Рекомендации для педагогов
- Придерживайтесь структуры гимнастики, поскольку содержание и интенсивность каждой последующей части обусловлен предыдущей и зависит от работоспособности организма ребенка. Уровень нагрузки постепенно повышайте, достигая пика, и снижайте.
- Предлагайте общеразвивающие упражнения детям в правильной последовательности и чередуйте высокий и низкий уровень двигательной активности.
- Составляйте комплекс утренней гимнастики учитывая возрастные особенности детей, их интересы и потребности.
- Следите за дыханием: побуждайте детей не задерживать дыхание и дышать через нос; подсказывайте, когда целесообразно выполнять вдох и когда выдох.
- Сочетайте доброжелательное отношение к детям с адекватной требовательностью, объективно-оптимистическим анализом их достижений в двигательной сфере.
- Удовлетворяйте врожденную потребность детей в двигательной деятельности.
- Создавайте условия, чтобы удовлетворить стремление детей самоутвердиться в том, что получается лучше всего.
- Повышайте свое профессиональное мастерство на основе профессиональной рефлексии постоянно.