Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: Вычитание. Знак «минус». Часть. Целое.
Цель:
- формировать у детей представление о вычитании (удаление из группы предметов некоторой части);
- познакомить со знаком «минус»;
- учить читать запись примеров из цифр;
- закрепить умение использовать знак «–» в решении примеров, умение составлять целое из частей;
- закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник);
- развивать наблюдательность и воображение;
- воспитывать трудолюбие.
Материалы:
- демонстрационный: мяч (или мягкая игрушка), фланелеграф, фигурки пяти лягушат, набор фигур для составления примеров, карточки со знаками «+», «-», «=», карточки с рисунками из геометрических фигур;
- раздаточный: карточки с цифрами 1-5, знаки «+», «-», «=», наборы фигур для составления примеров, пять треугольников, три конверта с геометрическими фигурами для игры «Сложи картинку».
Ход занятия в старшей группе детского сада
1. Психогимнастика
2. Дидактическая игра «Счет цепочкой»
Игра позволяет закрепить количественный или порядковый счет в пределах 10. Игру можно проводить по кругу с использованием мяча или мягкой игрушки. Один ребенок передает мяч, называя число, второй берет мяч, называя следующее число и тому подобное. Усложнить игру можно, не передавая мяч по кругу, а бросая каждому из детей, стоящих в кругу. Задача того, кто поймал мяч, — назвать следующее число и бросить мяч дальше.
3. Знакомство с действием вычитания. Дидактическая игра «День-ночь».
Воспитатель сопровождает рассказ показом на фланелеграфе, дети работают с геометрическими фигурами. На фланелеграфе выкладывается пять лягушат.
— Сколько лягушат? (Пять.)
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза при слове «Ночь!» и забирает одного лягушонка. При слове «День!» дети открывают глаза. Воспитатель обращает внимание на то, что изменилось количество лягушат.
— Кваканья стало меньше или больше? (Меньше.) Выложите перед собой столько треугольников, сколько лягушат было сначала.
— Что произошло потом? (Спрятали одного лягушонка)
— Сколько осталось? (Четыре) Покажите это действие с помощью треугольников.
— А теперь запишем это действие с помощью чисел и знаков. Воспитатель предлагает детям выложить карточки с цифрами 5 и 1.
— Можно ли между этими цифрами поставить знак «+»? Почему? Какое действие выполняет знак «+»? (Добавление.)
— А какое действие мы выполняли? (Варианты ответов.)
Воспитатель подводит детей к общепринятому названию этого действия «вычитание» и знакомит со знаком «–».
— Для выполнения этого действия используется знак «–». Это означает, что количество предметов убирают (уменьшают).
— Запись 5 – 1 = 4 будет читаться так: пять минус один равно четыре.
4. Физкультминутка.
Есть у мамы пять малышат,
Пять зеленых лягушат.
Вот они — рядышком спят,
Раз, два, три, четыре, пять!
Лягушат ровно пять
Вышло из дома погулять!
5. Закрепление представлений о действиях сложения и вычитания.
Воспитатель выкладывает на фланелеграфе поочередно кружочки: три, потом один, комментируя действие.
а) — Сколько кружков было? Сколько я добавляю? Сколько всего стало кружочков?
— Какое действие выполняли? (Прибавление.)
— Почему вы так решили? (Мы складывали кружочки.)
— Теперь, можем воспользоваться знаком «+».
б) — Прочитайте запись этого примера. Воспитатель выкладывает на фланелеграфе два треугольника, знак «+», один треугольник.
Какое действие выполняется в нем? (Добавление.)
— Попробуйте самостоятельно составить примеры, используя наборы с фигурками и карточки со знаками.
6. Закрепление представления о сложении целого из частей. Игра «Сложи картинку»
Воспитатель делит детей на три команды. Каждой команде выдается конверт с геометрическими фигурами, из которых складывается определенная картинка.
Воспитатель предлагает рассмотреть, из каких геометрических фигур состоят картинки, и составить такую же. Затем просит рассказать о расположении той или иной фигуры на рисунке.
7. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало»
На фланелеграфе выкладываются геометрические фигуры в определенном порядке. Дети называют их и запоминают расположение. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну или две фигуры. Открыв глаза, дети должны определить, каких фигур не хватает. Игра повторяется два-три раза.
8. Итог занятия. Рефлексия
— С каким действием вы познакомились сегодня?
— Какой знак помогает выполнить это действие?