Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/template-parts/boxes/breadcrumbs.php on line 10

Мастер-класс логопеда для педагогов ДОУ: «Обучаем детей говорить»


Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56

Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284

Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328

Цель:

Оборудование и материалы: кисточка, мнемодорожка «Ежик», тактильные карточки с разной фактурой, корректурная таблица «Разные профессии», друдлы, схемы-модели для составления предложений, описания предметов, явлений и тому подобное.

Ход мастер-класса логопеда детского сада:

Ведущая: Добрый день, коллеги! Каждый ребенок должен усвоить культуру речи и общения, элементарные правила пользования языком в различных жизненных ситуациях. Ведь язык предстает «каналом связи» для получения информации из неязыковых сфер бытия, средством познания мира от конкретно-чувственного к понятийно-абстрактному. Впрочем, как показывает опыт, немало дошкольников недостаточно владеют диалогической и монологической компетентностью. У них не сформированы навыки и умения развернутой, последовательной, логической связной речи, они не проявляют творчества в различных видах речевой деятельности, им сложно изъясняться о различных явлениях, событиях, поведении людей, персонажей художественных произведений.

Поэтому сейчас мы будем учиться использовать современные технологии при работе с дошкольниками. Это даст возможность повысить речевую активность детей, развить их связную речь, логическое мышление, воображение.

Использование мнемотехники в работе с дошкольниками

Это комплекс методик, направленный на формирование способности запоминать яркие образы и с легкостью их воспроизводить. Применение приемов мнемотехники поможет обогатить словарный запас детей, увеличить объем памяти и косвенно будет способствовать формированию связной речи. Чтобы убедиться в этом, предлагаю выполнить несколько упражнений.

Упражнение «В мире фантазии»

Педагоги объединяются в команды, каждой из которых ведущая предлагает два набора картинок-символов. Команды берут из каждого набора по одной картинке и на основе того, что на них изображено, составляют сказку и придумывают для нее название. Затем презентуют свои наработки соперникам. Затем все вместе анализируют сказки, обсуждают, какие детали остались вне поля зрения. Ведущая подводит участников к выводу, что во время работы с детьми такое упражнение поможет развить их воображение, побудить их рассказы по содержанию предметных картинок.

Ведущая: Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь предлагаю пофантазировать без картинок.

Упражнение «Изобрази зиму»

Ведущая предлагает педагогам «нарисовать» зимнюю картину с помощью слов. Педагоги садятся в круг. Первый участник берет в руки кисточку, составляет первое предложение, например, «Успокоилась и уснула природа, укрытая серебряно-белым одеялом зимы». Затем передает кисточку следующему участнику. Упражнение продолжается до тех пор, пока кисточка не «обойдет» весь круг.

Ведущая: Чтобы ввести детей в мир мнемотехники, сначала ознакомьте их с мнемоквадратами — изображениями, обозначающие слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. Постепенно усложняйте занятия. К примеру, демонстрируйте мнемодорожки — это уже квадраты из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ. Затем смело переходите к работе с мнемотаблицами — комплексами изображений, по которым можно запомнить и воспроизвести полноценный рассказ или стихотворение.

Оценивая рассказы детей, следите, чтобы они были:

содержательными;

логически выстроенными;

грамматически правильными;

выразительными.

Учите детей описывать предметы и явления по такой логико-синтаксической схеме:

назвать предмет или явление;

дать ему общую характеристику;

выделить основные его признаки, характеристики;

назвать возможные действия его или с ним;

выразить свое отношение к предмету или явлению.

Предлагаю не останавливаться не теории и попробовать, как это происходит на практике.

Упражнение «История ежика»

Ведущая демонстрирует мнемодорожку «Ежик». Педагоги составляют вопросы к изображениям, например: «Кто это? Чем покрыто его тело? Где живет? На что похож? Чем питается? Как действует в случае опасности?». После этого по определенному плану, пунктами которого являются ответы на поставленные вопросы, участники придумывают краткий рассказ про ежика и презентуют его.

Использование тактильных карточек в работе с дошкольниками

Ведущая: Работа с тактильными карточками позволит развить память, ассоциативное мышление и воображение детей. Кроме этого, тактильные карточки можно применять, чтобы упражнять детей в умении выражать свои мысли. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, выполним упражнение.

Упражнение «Тактильные ассоциации»

Ведущая раскладывает на столе тактильные карточки с разной фактурой: пуговицами, монетами, мехом, наждачной бумагой, фланелью, каплями воска, веревками, деревянными палочками, фольгой, бархатом, ракушками и тому подобное. Педагоги по очереди подходят к столу, касаются карточек и озвучивают, о чем они подумали в этот момент. Ведущая отмечает, что во время работы с детьми ни в коем случае нельзя заставлять их касаться карт, которые неприятны им на ощупь.

Использование друдлов в работе с дошкольниками

Ведущая: Интересной является и работа с друдлами. Друдлы — это что-то вроде «картинок-недоделок», которые имеют множественное значение. У каждого, кто их рассматривает, возникает логичный вопрос «Что это такое?». Задача состоит в том, чтобы подобрать как можно больше ассоциаций с предложенным друдлами.

друдлы

Знакомя детей с друдлами, подбирайте, прежде всего такие, которые легко ассоциировать с реальными предметами. Постепенно усложняйте задания и увеличивайте количество картинок. Использование друдлов способствует развитию памяти, дивергентного и ассоциативного мышления детей, формирует умение находить нестандартные подходы к решению различных задач.

Упражнение «Составляем рассказы»

Каждый педагог подбирает серию друдлов и излагает их в определенной последовательности. Следовательно, составляет на их основе рассказ и представляет его участникам. Воспитатель замечает, что во время работы с детьми целесообразно крутить друдлом на все стороны, чтобы они увидели как можно больше ракурсов изображения, и, следовательно, смогли подобрать больше ассоциаций.

ТРИЗ в работе с дошкольниками

Ведущая: В процессе развития речи дошкольников пригодится и теория решения изобретательских задач — ТРИЗ, основанная на системе логических операций.

Главные принципы методики ТРИЗ:

  • разрешение противоречий;
  • системный подход, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех элементов;
  • умение найти необходимый в определенной ситуации резерв.

Основная идея ТРИЗ — творчество во всем.

Упражнение «Ассоциативная цепочка»

Педагоги садятся цепочкой. Ведущая называет первому педагогу любую фразу, например «Взрослым и детям следует придерживаться правил пожарной безопасности». Первый в цепочке педагог придумывает к ней ассоциацию и передает ее второму игроку, который делает то же самое. В результате должна образоваться ассоциативную цепочку.

Использование корректурных таблиц в работе с детьми

Ведущая: Корректировать речевые умения и навыки дошкольников можно с помощью корректурных таблиц — информационно-игровых полей с тематически подобранными картинками. Для разных возрастных групп используйте таблицы с разным количеством картинок. Заметьте, что корректурная таблица может быть готовой, а может иметь вид дидактической рамки, то есть разделенного на квадраты игрового поля, с отдельным набором предметных картинок-карточек. Задача детей во время работы с корректурными таблицами — выполнить словесные инструкции-задания педагога, и заполнить игровое поле-рамку. Желаете попробовать? (Да.)

Упражнение «Что мы знаем о профессиях?»

корректурная таблица профессии

Воспитатель предлагает педагогам рассмотреть корректурную таблицу «Разные профессии» и выполнить несколько заданий, к примеру, назвать:

основные функции, которые выполняет кондитер;

работников, которые по профессии много общаются с людьми;

профессии, которые требуют правильного произношения и хорошей дикции и тому подобное.

После этого педагоги составляют рассказ по корректурной таблице на тему «Мое отношение к профессии врача/библиотекаря/пилота…».

Ведущая: Вы уже, наверное, немного устали выполнять упражнения одно за другим. Предлагаю немного отдохнуть и просто поговорить. Например, на тему «Почему зимой надо тепло одеваться?».

Педагоги некоторое время разговаривают. В конце беседы ведущая подводит их к мысли, что и во время взаимодействия с детьми также можно проводить такие речевые минутки. Они помогут детям немного отвлечься, но при этом не уменьшать развивающее влияние.

Ведущая: Чтобы разнообразить речевую деятельность детей, можно моделировать с ними сказки. Для этого целесообразно предложить детям схематические ассоциативные изображения названий хорошо известных им сказок. К примеру, три одинаковые окружности напомнят дошкольникам сказку «Три поросенка», семь разных по размеру треугольников — «Репку», три одинаковых по цвету, но разных по величине круга — «Три медведя». Таким образом с помощью геометрических фигур, схем и моделей можно сочинить новую сказку — с новым сюжетом, персонажами и т. П.

Во время работы с детьми предложите им придумать собственное начало или концовку сказки, создать сказку на новый лад, словесно дорисовать портрет сказочного персонажа, варьировать последовательность сюжетной линии, добавлять персонажей, менять место событий, характер персонажей и их поведение, помочь героям выйти из сложной ситуации и тому подобное. Давайте попробуем и мы смоделировать сказку.

корректурная таблица сказка

На таблице символы-изображения, по порядку: девочка, мальчик, дедушка, бабушка, снегурочка, снеговик, ребенок, дом, пирамида, собачка, гора, яма

Упражнение «Моделирование сказки»

Педагоги создают собственные модели сюжетных линий сказок на выбор и презентуют их. Воспитатель подчеркивает, что это упражнение дает возможность упражнять детей в умении объединять отдельные части высказывания в единое целое.

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Напоследок, рекомендую вам не бояться экспериментировать, применять интересные педагогические технологии. Желаю вместе с детьми достигать успеха в развитии их связной речи. Спасибо каждому из вас за активное участие. До следующих встреч.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 378

Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 406
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: