Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328
Профессиональная деятельность педагога признана одной из самых стрессогенных современных профессий. Негативные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье. Сохранение психологического и физического благополучия педагога — необходимое условие повышения качества жизни каждого педработника в частности. Важное значение имеет профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Цель:
- ознакомить воспитателей с понятием и симптомами профессионального выгорания;
- повышать знания воспитателей ДОУ по вопросам сохранения и укрепления их профессионального здоровья;
- способствовать личностному росту педагогических работников.
Ход семинара психолога с воспитателями ДОУ:
Упражнение «Приветствие»
Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы.
Каждый участник называет свое имя и прилагательное, которое начинается с той же буквы, что имя (например: Юля-юная и т.п.).
Упражнение «Ожидания»
На каплях дождя напишите свои ожидания от сегодняшнего занятия и приклейте их к облачкам.
Упражнение «Продолжи предложение»
Цель: дать наставление на положительное содержание реализации человека как педагога; способствовать созданию доброжелательной, творческой атмосферы в педагогическом коллективе.
Задание: продолжите предложение «если бы я не была воспитателем, я…»
- не могла остаться молодой душой;
- не чувствовала бы себя актрисой;
- не смогла бы долго быть ребенком;
- не могла бы остаться молодой;
- потеряла бы способность видеть мир глазами ребенка;
- не чувствовала бы изменений в жизни;
- не была бы такой счастливой;
- не получила бы удовольствия в жизни;
- не чувствовала бы тепла человеческих сердец;
- не была бы сегодня здесь.
Информационное сообщение «Синдром профессионального выгорания»
Он появляется под влиянием хронического стресса, постоянных нагрузок. Это синдром психического и физического истощения, характеризуется низкой самооценкой, негативным отношением к работе, потерей интереса и заинтересованности воспитанников, коллег, близких.
Термин «профессиональное выгорание» ввел американский психиатр Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаются с клиентами, пациентами, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе «человек-человек»: врачи, юристы, социальные работники, психиатры, психологи, учителя, воспитатели и др. Как отмечают зарубежные исследователи, а также специалисты, работающие в упомянутой системе, постоянно сталкиваются с негативными эмоциональными переживаниями своих клиентов (пациентов, воспитанников), поэтому невольно вовлекаются в эти переживания, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.
При этом симптомы синдрома выгорания, по мнению большинства исследователей, не отличаются четкой спецификой и могут варьироваться от легких поведенческих реакций (раздражительность, утомляемость к концу и даже в начале рабочего дня, тревожность и тому подобное) до психосоматических, невротических, психических расстройств.
По другому определению, эмоциональное выгорание-это сложившийся личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание является приобретенным функциональным стереотипом эмоционального, чаще профессионального поведения, что позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы.
Профессия воспитателя-одна из тех, где синдром профессионального выгорания самый распространенный. Поэтому очень важно своевременно выявлять свое негативное настроение, которое может привести к стрессу. Психологи советуют каждому находить свой способ выхода из стрессовых ситуаций. Лучший способ найти себе хобби. Это может быть: спорт, танцы, высаживание цветов, спокойная музыка, массаж, посещение театра, выставок и тому подобное.
Симптомы «эмоционального выгорания»:
усталость, утомление, истощение;
психосоматические недомогания;
нарушение сна;
негативное отношение к людям;
негативное отношение к своей работе;
злоупотребление табаком, алкоголем, наркотиками, лекарствами и т. д;
переедание или отсутствие аппетита;
агрессивные чувства (раздражительность, тревожность, напряженность, беспокойство, взволнованность, гнев);
плохое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия;
переживание чувства вины.
Кратко описать динамику развития синдрома профессионального выгорания можно так:
- изменения в поведении;
- изменения в мышлении;
- изменения в чувствах;
- изменения в здоровье.
Упражнение «Ассоциации»
Цель: способствовать созданию доброжелательной атмосферы; развивать у участников способность понимать и чувствовать себя и других.
Вопросы к воспитателям: какие ассоциации вызывает у вас слово «работа»?
Упражнение «Мусорное ведро»
Цель: формировать способность адекватно воспринимать состояние другого, умение управлять своими эмоциями.
Посреди комнаты ставят мусорное ведро. Участники могут поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его надо постоянно опорожнять. Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх.
Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства и выбросьте его в мусорное ведро.
Ролевая игра «Педагог, который «выгорел»: основные характеристики, особенности взаимодействия с коллегами и администрацией»
Участники делятся на две группы. Задача первой группы: создать портрет педагога, который профессионально «выгорел» (личностные качества). Задача второй группы: показать особенности взаимодействия с коллегами и администрацией.
Упражнение «Рисуем цифры»
Цель: способствовать снятию физического и эмоционального напряжения, улучшению настроения в группе.
Участникам предлагают рисовать в воздухе цифры разными частями своего тела:
1-носом;
2 — правым плечом;
3 – левым плечом;
4 — правой ногой;
5 – левой ногой;
6-локтем правой руки;
7-локтем левой руки;
8 – правой ногой;
9 – левой ногой;
10 – ягодицами.
История для размышлений «Притча о двух путешественниках»
Двоих путешественников мучила жажда, и, наконец, добравшись до поселения, они получили полстакана воды. Один из путников воспринял, что стакан наполовину полон, поблагодарил и остался доволен. Другой же воспринял, что стакан наполовину пуст, и обиделся, что ему не налили полный стакан.
Итог: каждому человеку важно научиться обращать внимание на положительные моменты жизни и уметь быть благодарными за них.
Отрицательный вопрос «За что?» желательно превращать в позитивное «Для чего?».
Упражнение «Лимон»
Цель: обучать управлению состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно, руки свободно положите на колени ладонями кверху, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать, пока не почувствуете, что выдавили из него весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Начинайте медленно его сжимать, пока не почувствуете, что выдавили из него весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Насладитесь состоянием покоя.
Итог: регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает постепенно становиться уравновешенным, бодрым, спокойным.
Ожидание.Рефлексия.
На цветах напишите, какие ваши ожидания оправдались, что понравилось; на бутонах напишите, над чем еще нужно поработать, ваши пожелания.