Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/template-parts/boxes/breadcrumbs.php on line 10

Семинар-тренинг психолога: «Психологическое здоровье воспитателя-залог эффективности учебно-воспитательного процесса»


Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56

Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284

Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328

Профессиональная деятельность педагога признана одной из самых стрессогенных современных профессий. Негативные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье. Сохранение психологического и физического благополучия педагога — необходимое условие повышения качества жизни каждого педработника в частности. Важное значение имеет профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Цель:

  • ознакомить воспитателей с понятием и симптомами профессионального выгорания;
  • повышать знания воспитателей ДОУ по вопросам сохранения и укрепления их профессионального здоровья;
  • способствовать личностному росту педагогических работников.

Ход семинара психолога с воспитателями ДОУ:

Упражнение «Приветствие»

Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы.

Каждый участник называет свое имя и прилагательное, которое начинается с той же буквы, что имя (например: Юля-юная и т.п.).

Упражнение «Ожидания»

На каплях дождя напишите свои ожидания от сегодняшнего занятия и приклейте их к облачкам.

Упражнение «Продолжи предложение»

Цель: дать наставление на положительное содержание реализации человека как педагога; способствовать созданию доброжелательной, творческой атмосферы в педагогическом коллективе.

Задание: продолжите предложение «если бы я не была воспитателем, я…»

  • не могла остаться молодой душой;
  • не чувствовала бы себя актрисой;
  • не смогла бы долго быть ребенком;
  • не могла бы остаться молодой;
  • потеряла бы способность видеть мир глазами ребенка;
  • не чувствовала бы изменений в жизни;
  • не была бы такой счастливой;
  • не получила бы удовольствия в жизни;
  • не чувствовала бы тепла человеческих сердец;
  • не была бы сегодня здесь.

Информационное сообщение «Синдром профессионального выгорания»

Он появляется под влиянием хронического стресса, постоянных нагрузок. Это синдром психического и физического истощения, характеризуется низкой самооценкой, негативным отношением к работе, потерей интереса и заинтересованности воспитанников, коллег, близких.

Термин «профессиональное выгорание» ввел американский психиатр Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаются с клиентами, пациентами, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе «человек-человек»: врачи, юристы, социальные работники, психиатры, психологи, учителя, воспитатели и др. Как отмечают зарубежные исследователи, а также специалисты, работающие в упомянутой системе, постоянно сталкиваются с негативными эмоциональными переживаниями своих клиентов (пациентов, воспитанников), поэтому невольно вовлекаются в эти переживания, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.

При этом симптомы синдрома выгорания, по мнению большинства исследователей, не отличаются четкой спецификой и могут варьироваться от легких поведенческих реакций (раздражительность, утомляемость к концу и даже в начале рабочего дня, тревожность и тому подобное) до психосоматических, невротических, психических расстройств.

По другому определению, эмоциональное выгорание-это сложившийся личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание является приобретенным функциональным стереотипом эмоционального, чаще профессионального поведения, что позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы.

Профессия воспитателя-одна из тех, где синдром профессионального выгорания самый распространенный. Поэтому очень важно своевременно выявлять свое негативное настроение, которое может привести к стрессу. Психологи советуют каждому находить свой способ выхода из стрессовых ситуаций. Лучший способ найти себе хобби. Это может быть: спорт, танцы, высаживание цветов, спокойная музыка, массаж, посещение театра, выставок и тому подобное.

Симптомы «эмоционального выгорания»:

усталость, утомление, истощение;

психосоматические недомогания;

нарушение сна;

негативное отношение к людям;

негативное отношение к своей работе;

злоупотребление табаком, алкоголем, наркотиками, лекарствами и т. д;

переедание или отсутствие аппетита;

агрессивные чувства (раздражительность, тревожность, напряженность, беспокойство, взволнованность, гнев);

плохое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия;

переживание чувства вины.

Кратко описать динамику развития синдрома профессионального выгорания можно так:

  1. изменения в поведении;
  2. изменения в мышлении;
  3. изменения в чувствах;
  4. изменения в здоровье.

Упражнение «Ассоциации»

Цель: способствовать созданию доброжелательной атмосферы; развивать у участников способность понимать и чувствовать себя и других.

Вопросы к воспитателям: какие ассоциации вызывает у вас слово «работа»?

Упражнение «Мусорное ведро»

Цель: формировать способность адекватно воспринимать состояние другого, умение управлять своими эмоциями.

Посреди комнаты ставят мусорное ведро. Участники могут поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его надо постоянно опорожнять. Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх.

Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства и выбросьте его в мусорное ведро.

Ролевая игра «Педагог, который «выгорел»: основные характеристики, особенности взаимодействия с коллегами и администрацией»

Участники делятся на две группы. Задача первой группы: создать портрет педагога, который профессионально «выгорел» (личностные качества). Задача второй группы: показать особенности взаимодействия с коллегами и администрацией.

Упражнение  «Рисуем цифры»

Цель: способствовать снятию физического и эмоционального напряжения, улучшению настроения в группе.

Участникам предлагают рисовать в воздухе цифры разными частями своего тела:

1-носом;

2 — правым плечом;

3 – левым плечом;

4 — правой ногой;

5 – левой ногой;

6-локтем правой руки;

7-локтем левой руки;

8 – правой ногой;

9 – левой ногой;

10 – ягодицами.

История для размышлений «Притча о двух путешественниках»

Двоих путешественников мучила жажда, и, наконец, добравшись до поселения, они получили полстакана воды. Один из путников воспринял, что стакан наполовину полон, поблагодарил и остался доволен. Другой же воспринял, что стакан наполовину пуст, и обиделся, что ему не налили полный стакан.

Итог: каждому человеку важно научиться обращать внимание на положительные моменты жизни и уметь быть благодарными за них.

Отрицательный вопрос «За что?» желательно превращать в позитивное «Для чего?».

Упражнение «Лимон»

Цель: обучать управлению состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно, руки свободно положите на колени ладонями кверху, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать, пока не почувствуете, что выдавили из него весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Начинайте медленно его сжимать, пока не почувствуете, что выдавили из него весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Насладитесь состоянием покоя.

Итог: регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает постепенно становиться уравновешенным, бодрым, спокойным.

Ожидание.Рефлексия.

На цветах напишите, какие ваши ожидания оправдались, что понравилось; на бутонах напишите, над чем еще нужно поработать, ваши пожелания.

Рейтинг
( 6 оценок, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 378

Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 406
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: