Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328
Цель:
- формировать у детей положительное отношение к окружающему миру на основе эмоционально — чувственного опыта;
- вызвать интерес и любознательность относительно познания природы;
- систематизировать представления детей о зиме, зимних явлениях в неживой природе;
- показать на опытах свойства снега, переход вещества из твердого состояния в жидкое (таяние льда), развивать логическое мышление, наблюдательность, воображение во время лепки из снега, любознательность, желание быть активным;
- учить дошкольников анализировать, обобщать, наблюдать, сравнивать, отвечать на вопросы полным предложением, составлять описательный рассказ по схеме — плану;
- развивать связную речь у детей старшей группы, внимание, наблюдательность, мышление, умение опытным путем определять взаимосвязи зимних явлений;
- воспитывать любовь и желание любоваться ее красотой, бережное отношение к миру природы, познавательную активность, используя дидактические игры и упражнения, мнемотаблицы, корректурные таблицы, схемы, прививать желание любоваться красотой.
Оборудование: музыкальная запись «Вальс снежинок», дидактическая игра «Что бывает зимой?», корректурные таблицы в дидактическом упражнения «Соедини», мнемотаблица «Зима», материал к опыту «Почему скрипит снег?», дидактическая игра «Сложи снежинку».
Ход занятия в старшей группе детского сада
Еще в группе воспитатель обращает внимание детей на то, какая сегодня погода.
Дети замечают на подоконнике конверт.
Воспитатель. Кто-то оставил на подоконнике необычное письмо
Воспитатель читает письмо
«Дорогие детки, помогите,
Зиму снежную верните,
Чтобы сосны и елки
Покрыли полушубками иголки,
Чтобы зайчата не боялись —
В снегу белом прятались.
И чтобы все наши малыши
В снежки играли от души!
В лес волшебный поспешите,
Нас из плена освободите!
Ждем вас. Снежинки».
Видео презентация «Зима — Волшебница»
— Да, волшебница Зима все вокруг сделала холодным и белым-белым, словно белый ковер вокруг раскинула. Вот покрывало образовалось именно из таких маленьких снежинок, которые летели, как пчелы из улья.
— Дети, а давайте вспомним, что же бывает зимой.
Дидактическая игра «Что бывает зимой?»
Воспитатель демонстрирует детям большой сюжетный рисунок, на котором изображена зима, а вокруг расположены пустые окошки для маленьких карточек с изображением признаков зимы. Маленькие карточки находятся у воспитателя. Он предлагает вспомнить и рассказать, что бывает зимой. За каждый правильный ответ ребенок получает карточку и ставит рисунок в пустое окошко. Игра продолжается до заполнения окошек.
Например:
Зимой солнце движется по небу низко.
Зимой дни короткие, а ночи длинные.
Зимой небо хмурое, серое, часто покрывается серыми облаками.
Зимой идет снег.
Зимой ветер очень холодный.
Зимой замерзает земля.
Зимой медведь и еж спят.
Зимой люди надевают теплую одежду и обувь.
Зимой водоемы покрылись льдом.
Дидактическая игра «Кто больше назовет слов?»
Зима — холодная, ветреная, морозная, чистая, снежная, веселая, замечательная, сказочная, волшебная.
Ветер — сильный, холодный, порывистый, злой, сердитый, холодный.
Снег — белый, пушистый, яркий, мягкий, серебристый, легкий.
Мороз -колючий, трескучий, скрипучий, февраль.
Дидактическое упражнение «Соедини»
Детям, по картинкам, которые я назову, нужно составить предложение:
(1, 10, 17, 19 — коньки, каток, сугробы, фигуристка;
3, 13, 18 — санки, игры в снежки, снежная баба;
4, 5, 7, 12, 20 — елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, хоровод)
— Зима-зимушка пришла и нам схему принесла, с помощью которой мы составим небольшой рассказ.
Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы
Например:
— Наступила зима. Небо покрыто темными облаками. Снег идет. Мальчики и девочки идут гулять на улицу. Они лепят снежную бабу, играют в снежки. Зимой дети катаются на санках и коньках. (Дети составляют рассказы)
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал… (снег)
Дидактическая игра «Хорошо — плохо»
Воспитатель предлагает детям объединиться в две группы, и каждой группе высказать свои соображения, почему снег — это хорошо или плохо.
Хорошо, потому что:
— много снега;
— можно лепить снежки, снеговика;
— деревья отдыхают;
— можно кататься на санках, коньках, лыжах;
— много праздников;
— мастерить кормушки для птиц.
Плохо, потому что:
— скользко, можно упасть;
— холодно, морозно, следует беспокоиться о тепле;
— следует одеваться, чтобы не заболеть.
Упражнение — ассоциация «На что похож снег?»
(На пух, на вату, на покрывало, одеяло …)
— Дети, а как вы думаете на что похож снег?
Исследовательская деятельность дошкольников. Диалог — исследование «Маленькая чудо — снежинка»
Исследуем настоящий и искусственный снег, сравнение снега
— Какие свойства имеет такой снег?
— Чем такой материал похож на снег?
— Для чего нужен искусственный снег?
Раздается стук в дверь
— Вы слышите, что это за звук за дверью?
— К нам кто-то пришел в гости.
Дети смотрят за дверь, но там никого нет. Опять слышат стук в дверь воспитатель обращает внимание детей на окно.
— Я сейчас посмотрю. А тут что-то есть. Хотите узнать, что за окном? Тогда слушайте загадку.
С неба звездочка слетела,
На плечо ко мне села.
Я с плеча ее сняла,
И в группу принесла.
— Дети, как вы думаете, что это за звездочка с неба слетела?
Воспитатель показывает снежинку и побуждает к разговору
— Да, к нам в гости прилетела снежинка.
— Какая снежинка? (Она белая, легкая, красивая, кружевная, блестящая)
— Вам нравятся снежинки? Превратимся в снежинки.
Психогимнастика-медитация «Я снежинка»
Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс снежинок»
Мы маленькие волшебные снежинки.
Нас весело качает ветерок
Приглашает с собой в сказочное путешествие.
Как хорошо кружить над землей,
А когда мы устаем
Тихо спускаемся с небес на землю.
Мы такие нежные, легкие, прозрачные — просто маленькое чудо.
Присмотрись к нам, и ты увидишь какие мы красивые.
— Мы с вами на прогулках рассматривали снежинки. Как вы думаете снежинки все одинаковые или нет?
— Нет.
— Да, одни снежинки похожи на красивые звездочки, другие на фантастические цветы, пластинки, столбики, иголочки. Одинаковых снежинок нет.
— Я приглашаю вас посмотреть, какие же бывают снежинки.
Презентация «Атлас снежинок».
Дети рассматривают изображения снежинок
— Снежинка одна из великих тайн зимы. Невозможно найти две абсолютно одинаковые снежинки.
— Дети, а вы видели, как образуются, как растут снежинки?
Презентация «Как образуются снежинки»
— Дети, представьте инопланетянина, который никогда не видел, снежинок. Расскажите ему все, о снежинке. Сравните снежинки.
Дети составляют описательный, сравнительный рассказ с помощью схемы
— Что у всех них есть общего?
— Какого цвета снежинки?
— Какой формы?
— Какой величины?
— Из каких элементов состоит их узор?
— Какие снежинки на ощупь?
Опыт «Почему скрипит снег?»
Проводится опыт.
— Дети, а вы знаете, почему скрипит снег?
Ход опыта
- Насыпать в тарелку крупную соль.
- Взять столовую ложку (металлическую).
- Несколько раз надавить на соль ложкой.
Результат. Слышно скрипящий или Хрустящий звук (ломаются кристаллики соли).
Такой же звук слышно, когда мы идем по снегу в морозный день.
Вывод. Снег состоит из снежинок, а снежинки состоят из многих маленьких ледяных кристаллов в которых превращаются капельки воды в снежных облаках.
Хотя кристаллики и маленькие, и когда они ломаются, слышно треск.
— Дети, а вы знаете откуда берутся снежинки и какой путь они преодолевают, чтобы попасть на землю?
Мультфильм «Откуда берутся снежинки»
— Дети, а вы любите слушать сказки?
— Когда я была такая же маленькая как вы, любила слушать сказки, которые рассказывала мне мама.
— И сегодня я хочу одну из них вам рассказать.
Воспитатель предлагает детям послушать сказку о приключениях маленькой снежинки с использованием фланелеграфа
— Жила была маленькая снежинка. Вот такая.
Воспитатель показывает бумажную снежинку
— Жила в большом пушистом облаке. Вот таком. Воспитатель выставляет на наборное полотно карточку с изображением облака.
— Мать — облачко очень любила своих дочерей она осторожно носила их.
— Вот так снежинки были вместе, пока не подросли. Наконец настал тот день, когда мама отпустила их в широкий мир. Это был замечательный полет! Снежинки кружились над землей и не падали. Почему? Кто носил снежинки по небу? Какой зимний ветер?
— Наша Снежинка летала в воздухе и начала потихоньку спускаться на землю среди многих своих сестер — снежинок. Все вокруг стало белым — и горы, и дома, и деревья.
Закачанные метелями, одетые в теплые снежные шубы спят деревья и другие растения ничто не нарушает их покоя. Снятся деревьям белые сны.
Воспитатель предлагает детям составить рассказ — рассуждение «Что снится деревьям?»
— Дети, как вы думаете, что снится деревьям?
— Свой ответ вы должны начинать словами «Я думаю ….»
Ответы детей:
— Я думаю, что деревья ожидают тепло. Деревья расцветут, зазеленеет травка, вернутся птицы из теплых краев.
— Я думаю, что деревья ожидают весну. Растает снег, вырастет травка, птицы запоют веселые песни.
— Я думаю, что деревья ожидают, когда прибегут дети лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках
— Да. Растения зимой отдыхают, скрытые под слоем снега, они готовятся к весне и не замерзают даже в сильных морозов.
— Дети, а снежинка хочет с нами поиграть.
Дидактическая игра «Составь снежинку»
— Дети выполняют работу индивидуально, получая в конверты с разрезанной на части картинкой снежинки.
Зрительная гимнастика.
С неба снежинка прилетела
На ладошку мне села.
Хочет с детьми поиграть
Глазками поморгать.
Глазки хлоп- хлоп — хлоп моргают
И снежинку догоняют.
Глазки вверх, глазки вниз
Влево, вправо ты смотри.
Наши глазки отдохнули,
И к работе приступили.
Практическая часть занятия. Лепка снежинки детьми
— Дети, так как наша снежинка «волшебная», она может быть белого, голубого, розового, фиолетового цвета.
Показ последовательности выполнения работы воспитателем
— Кусок пластилина я делю на четыре части. Из трех я раскатываю 3 колбаски, прикладываю их к основанию друг на друга, чтобы между верхними краями была одинаковое расстояние. Приплющиваю. Украшаю конец снежинки короткими колбасками, шариками …. Вот такой получилась моя снежинка.
— Снежинку вы придумаете сами.
Дети выполняют работу.
Воспитатель создает коллаж из детских работ
— Дети, вы молодцы, помогли нашей гостье найти своих подружек — сестер.
Итог. Рефлексия
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат снежинки и проводит рефлексию, выясняет уровень заинтересованности детей материалом путешествия.
— Если вам понравилась наше занятие, выберите себе «улыбающуюся» снежинку, если нет-то грустную.
Дети выбирают снежинки по такому принципу:
улыбающаяся снежинка — путешествие понравилось, было интересно;
печальная снежинка — не очень понравилось.