Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328
Программное содержание:
- обобщать знания детей о зиме, представление о живой и неживой природе в зимний период;
- закреплять знания о зимних явлениях, названиях зимних месяцев, установить происхождение их названий;
- углублять знания детей об особенностях приспособления растений, животных, птиц к изменениям в природе с наступлением холодного времени года — зимы;
- учить видеть изменения, происходящие зимой;
- продолжать формировать умение выделять существенные признаки в объектах природы, формировать основы экологического сознания;
- расширять знания о зимних явлениях, животных, птицах, которые остаются на зиму — зимующих;
- учить дошкольников анализировать, обобщать, наблюдать, сравнивать, отвечать на вопросы полным предложением, составлять описательный рассказ по схеме — плану;
- развивать связную речь дошкольников, внимание, наблюдательность, мышление, умение опытным путем определять взаимосвязи зимних явлений;
- воспитывать любовь и желание любоваться красотой природы в разное время года, бережное отношение к миру природы, познавательную активность, используя дидактические игры и упражнения, мнемотаблицы, корректурные таблицы, схемы.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Воспитатель обращает внимание детей на конверт
— Дети, от кого это письмо? Кто принес это письмо?
(В ходе беседы выясняется, что никто конверт в группу не приносил)
— Интересно! Наверное, его поздно вечером принес почтальон, когда мы с вами уже ушли домой. На конверте написано: «Детям старшей группы «________»- то есть нам! Давайте прочитаем это письмо.
(Воспитатель читает детям письмо)
«Дорогие дети группы «_______»! Это письмо специально для вас!
Пишет вам редакция детского журнала «Узнавайка». Мы знаем, что вы любите принимать участие в различных конкурсах. Поэтому наш журнал предлагает вам принять участие в исследовательском путешествии, в ходе которого необходимо собрать материал для создания журнала.
Не забудьте свой журнал прислать нам в редакцию. Сделайте это как можно быстрее и отправьте нам эту познавательную информацию. Читайте наш журнал! До свидания!
Главный редактор журнала «Узнавайка».
— Дети, посмотрите, что лежит у меня на столе? (Ручка, блокнот, микрофон)
— Как вы думаете, кому нужны эти предметы? (Журналисту)
— Где работают журналисты? (На радио, телевидении, в газетах, журналах)
— Какими должны быть журналисты? (Умные, честные, смелые, грамотные …)
— Мы сегодня будем журналистами и создадим свой журнал. А о чем будет наш журнал, мы узнаем, отгадав загадку.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (зима)
— О чем говорится в стихе? Как вы догадались?
— Как можно назвать зиму? (Волшебница, художница…)
— Какое настроение бывает у зимы?
— Как вы считаете, какими природными явлениями проявляет свою радость зима? (Солнечный день, тихо падает снег, дети играют в снежки и лепят снежную бабу …)
— А какими злость? (Метель, вьюга, снегопады, мороз, метель …)
— Наш журнал будет о зиме. А как мы его назовем? («Зимняя сказка»)
— Но, чтобы собрать нужный материал, нам необходимо отправиться в путешествие. А на чем мы можем поехать? (На машине, автобусе, самолете …)
— Мы сегодня путешествуем в зимнюю сказку. А в сказку нельзя попасть на обычном транспорте. Поэтому я предлагаю создать необычный поезд, все вагоны которого соединены между собой с помощью магической связи.
Упражнение «Логическая цепочка»
(На столе разложены предметные картинки: елка, шишка, белка, рыжий кот, малыш, бабушка, перчатки)
Образец.
— Первой я ставлю картинку с изображением елки, потому что елка у нас зимой на Новый год — главный праздник зимы, елка главный символ этого праздника.
(Дети по очереди берут картинки, строят логическую цепочку и объясняют свой выбор, используя ключевую фразу
— Я присоединяю к елке шишку, потому что она растет на елке.
— Я присоединяю к шишке белку, так как белка собирает шишки.
— Я присоединяю к белке кота, потому что он такой же рыжий.
— Я присоединяю к коту малыша, потому что малыш любит играть с котом.
— Я присоединяю к малышу перчатки, потому что он их носит зимой.
— Я присоединяю к перчаткам бабушку потому что она их связала.
— А вот и первая остановка нашего путешествия.
Страница 1 «Морозная»
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белые,
А в санях сидит царица-,
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом-все покрылось серебром.. (зимние месяцы- декабрь, январь, февраль)
— Декабрь — первый месяц зимы. В народе говорят: «Декабрь — ворота зимы»
— Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
В декабре хозяйничает зима. А помогают ей и метели, и ветры. Везде лежит пышное белое одеяло. Декабрь считают наиболее мрачным месяцем года.
Народные приметы о декабре:
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь снегом заметет — будет лето золотое.
Снег в декабре глубокий – урожай будет высокий.
Если в декабре шумит лес — жди оттепель.
— Второй месяц зимы — январь, середина зимы. Его величают царем морозов, обладателем и сердцем зимы, потому что он самый холодный месяц. В январе не только снег сечет, но и моро огнем жжет, утолщается лед на реках, растут снежные сугробы.
Народные приметы о январе:
Январь — году начало, зиме — середина.
Если в январе эхо слышно далеко-морозы будут сильнее.
Если у нас январь холодный, то июль будет сухой и жаркий.
— В этом месяце больше ясных, солнечных, но морозных дней. В январе земля охлаждается, каменеет, промерзает.
— Как вы считаете, в реках, прудах вода промерзает до дна или нет
— Чтобы убедиться, проведем опыт.
Опыт.
(Глубокая миска наполнена водой. Воспитатель кусочки льда и осторожно кладет в воду в миску)
— Что происходит? (Лед не тонет, а плавает на поверхности)
— Это значит, что лед легче воды благодаря этой особенности лед в водоемах появляется только на поверхности.
— Что было бы, если бы лед был тяжелее воды?
— Лед тонул бы в воде и постоянно опускался под воду, вследствие этого водные растения были бы скованы льдом, а рыбе и всему живому грозила бы неминуемая гибель. К счастью этого не происходит.
— Третий месяц зимы — февраль. На смену январю приходит февраль. Февраль последний месяц зимы. Вокруг много снега, бывают метели. И хоть он и последний, все равно приходит к нам ветры и снежные метели. А еще люди величают «бокогреем», потому что в этом месяце солнышко хоть и стоит на небе гораздо выше, чем в январе, греет все равно лишь одну сторону, другая при этом мерзнет. Но каким бы свирепым ни был этот месяц, весна уже не за горами.
Народные приметы о феврале:
Если в феврале дует ветер, а инея нет — будет буря.
Февраль холодный и сухой — август жаркий.
Если февраля дождливый — весна и лето будут такие же.
Страница 2 «Снежная»
— Дети давайте вспомним, какие приметы зимы в неживой природе мы знаем.
Дети называют приметы о зиме.
Зимой бывает сильный мороз.
Зимой день короче, а ночь длиннее.
Зимой солнце светит, но не греет.
Зимой часто идет снег.
Зимой дует сильный ветер, бывают вьюга и метели.
Зимой замерзают водоемы превращаясь в лед …
Игра «Зима — это плохо, или хорошо»
(Дети строят свои ответы используя мнемотаблицы)
— Зима — это хорошо:
…., Потому что вся земля покрыта снегом, а это хорошо для урожая.
…, потому что земля отдыхает, набирается сил, готовится к весне.
…, потому что прилетают зимние птицы (свиристели, снегири).
…, потому что можно поиграть в снежки, покататься на санках, коньках, лыжах, слепить снежную бабу.
— Зима — это плохо:
…, потому что солнце светит мало, становится холодно.
…, потому что небо темное, часто бывает плохое настроение.
…, потому что день короткий, а ночь длиннее, раньше ложимся спать.
…, потому что дует холодный ветер, сильный мороз, можно простудиться.
…, потому что стало мало птиц, они не поют.
Воспитатель. — Дети, а из чего образуется снег? Проверим?
(Дети берут немного снега и держат до таяния)
— Какой вывод мы можем сделать? (Снег – это вода. Снег тает и превращается в воду)
— Снег зимой покрывает всю землю. Хорошо это? Почему? (Снег защищает землю от мороза. Под снегом тепло.)
— А кому плохо в парках и лесах от того, что много снега? (Птицы, животные)
— Почему? (Им плохо добывать пищу)
— Кто им может помочь и как? (Ответы детей)
— Дети, вот мы и собрали материал для первой страницы.
(Дети заполняют вторую страницу «Снежную»)
Страница 3 «Жизнь животных зимой»
Дидактическая игра «Сравни и расскажи».
(Воспитатель предлагает для сравнения два сюжетных рисунка «Осенний лес» и «Зимний лес». Дети находят общее и отличное)
— Представьте себе, что вы попали в зимний лес и стали животными. Подумайте, ком бы вы хотели стать и расскажите о себе.
(Ребенок подходит к столу, составляет загадку о животном не называя его, дети отгадывают. Потом показывает картинку с изображением животного и рассказывает о животном от первого лица)
Упражнение «Рисование пейзажа в воображении»
(Дети закрывают глаза, звучит музыка П.И.Чайковского «Зима»)
— Дети, закройте глаза и послушайте мелодию. Нарисуйте пейзаж в своем воображении в сопровождении этой волшебной музыки.
(Дети коротко рассказывают о мнимых картинах)
Дидактическая игра «Следы на снегу»
(Дети рассматривают картинку с изображением следов зверей, выясняют где чьи следы (кабана, белки, зайца, волка, лисы, мыши)
— А почему в лесу не видно следов медведя (Осенью приготовил берлогу и лег спать)
— Дети, вот мы и собрали материал третьей страницы.
(Дети заполняют третью страницу «Жизнь животных зимой»)
Страница 4 «Птичья столовая»
— Дети, а кто еще кроме животных живет в лесу? (Птицы)
— Каких птиц вы знаете? Как их можно назвать одним словом?
— Почему их называют зимующими?
— Дети, а вы слышали, чтобы птицы пели в мороз или метель?
— Но часто птички погибают от голода.
— Как можно помочь птичкам? (Сделать кормушки, насыпать корм)
Дидактическая игра «Накорми птичку»
(Воспитатель описывает птиц, дети отгадывают птиц, берут картинку с изображением птички и сажают ее на кормушку, называют корм для птицы).
— Посчитайте птиц, которые слетелись к птичьей столовой.
— Назовите самую маленькую и самую большую птичку.
(Воспитатель предлагает план — схему для описания птички и предлагает составить описательный рассказ. Вспоминает значение каждой картинки по порядку)
Образец.
— Эта птичка небольшая. Называют ее воробей. Перья в него коричневые. Воробей — зимующая птичка. Летом он ест насекомых, осенью и зимой — семена, зерно, крошки. Гнезда строит под крышами домов, в скворечниках. Воробей полезен, потому что уничтожает гусениц.
— Дети, вот мы и собрали материал четвертой страницы.
(Дети заполняют четвертую страницу)
Страница 5 «Зимние забавы и праздники»
Очень я люблю, когда,
Снова к нам идет зима.
Можно много чем заняться,
И на саночках кататься.
Бегать быстро по лыжне,
И кататься по лыжне.
Можно всем играть в снежки.
Все довольны и дружны.
— Дети, чему радуется детвора?
(Работа с корректурной таблицей)
Упражнение «Соедини»
— Дети, по картинкам, которые я назову, нужно составить небольшой рассказ:
(1 — коньки, каток, сугробы;
2 — санки, игра в снежки, снежная баба;
3 — елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, хоровод)
— Дети, а какие зимние праздники вы знаете? (Ответы детей)
Упражнение «Зимняя картина» (Коллективная работа)
— Дети, вы много знаете о зиме, умеете рисовать снег, описывать пейзажи, наверняка сможете создать свою картину.
(Воспитатель раздает плоскостные изображения и просит найти для них место на картине по его указанию)
Задание:
— Дом размести в нижнем правом углу картины. Елку размести в нижнем левом углу картины.
— Куст размести между домом и елкой.
— Снежная туча над домом.
— Солнце в верхнем левом углу картины.
— Снежная баба в центре картины.
(Дети любуются картиной. Заполняют страницу журнала «Зимние забавы и праздники»)
Итог. Рефлексия
(Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат снежинки и проводит рефлексию, выясняет уровень заинтересованности детей материалом занятия. Дети выбирают снежинки по такому принципу:
белая снежинка — путешествие понравилась, было интересно;
серая снежинка — не очень понравилось;
фиолетовая снежинка — путешествие не понравилась, было неинтересно.
Воспитатель хвалит детей, подводит итог
— Вот и закончилась наша работа по созданию журнала. Теперь можно наш журнал отсылать в редакцию.
— Понравилось вам быть журналистами? Было интересно?