Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328
Цель:
- учить правильно произносить изолированный звук [С], закрепить связь между звуком и буквой С.
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематическое процессы (восприятие, представление), творческую деятельность, ассоциативное мышление.
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Материал: альбом «Послушный язычок», пиктограммы, тематические таблицы, магнитная азбука, натуральные фрукты, предметные карточки к теме «Фрукты и ягоды», фишки-квадратики, логопедические зонды, индивидуальные зеркала.
Ход логопедического занятия в старшей группе детского сада
Орг. момент
Упражнение «Цветные ассоциации» (развитие ассоциативного мышления)
На доске пиктограммы фруктов и ягод (слива, виноград, ежевика, смородина). Дети дают ответ на вопрос.
— О каком цвете вы подумали? Ответы детей.
Упражнение «Вкусовые ассоциации»
На доске пиктограммы фруктов и ягод (вишня, лимон, груша, яблоко) Ребята дают ответ на вопрос.
Какой вкус вы почувствовали, смотря на вишню, лимон, грушу, яблоко? Ответы детей.
В словах: синий, сладкий, кислый слышите свист, шипение? Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [С]. Звук [С] обозначается буквой С (на доску прикрепляется буква С).
Упражнение «В саду» (развитие речевого дыхания)
Дети глубоко вдыхают аромат фруктов, ягод и сильно выдыхают через рот. Упражнение выполняют 3 раза.
Артикуляционные ассоциации.
Дети внимательно рассматривают символ-карты с изображением конкретных предметов и выполняют определенные движения, положения органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционное упражнение «Лягушки»
(на символ-карте изображены лягушки). Вопрос: «О каком артикуляционном упражнении вы подумали?». Ответ детей. Дети вспоминают правильное выполнение упражнения и выполняют его. Аналогичная работа проводится со следующими упражнениями.
Улыбнуться, старательно растягивая губы, а затем расслабить их (выполнить 3 раза).
Артикуляционное упражнение «Лопата»
Широкий расслабленный язык слегка выдвинуть изо рта и положить на нижнюю губу. Посчитать: 1-2-3-4-5 (выполнить 3 раза).
Артикуляционное упражнение «Горка»
Открыть широко рот. Широким языком упереться в нижние передние зубы. Плотно прижать боковые края спинки к коренным зубам. Расслабить. Счет: 1-2 (выполнить 3 раза).
Артикуляционное упражнение «Чистим зубы»
Открыть рот. «Почистить» языком нижние зубы с внутренней стороны, делая медленные движения вверх — вниз. Счет: 1-2 (выполнить 3 раза).
Постановка звука [С]
Если звук не вызывается по подражанию, то предложить ребенку просунуть язык между верхними и нижними резцами и долго произносить звук [С] в межзубном положении. Далее кончиком шпателя или специальным зондом надо нажать на кончик языка и завести его за нижние резцы. Не вынимая зонда, продолжать произносить протяжно звук, слегка растягивая губы в улыбке.
Описание артикуляции звука [С]
Губы при произношении приобретают положение следующего гласного.
Зубы сближены на расстояние примерно в 1 мм.
Кончик языка упирается в нижние зубы.
Спинка языка выгнута, и посередине образуется горка.
Боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов.
Выдыхаемая холодная струя воздуха, проходит по середине языка.
Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют. Дети произносят звук [С], контролируют положение органов артикуляции перед зеркальцами.
Фонетические ассоциации.
Игра — звукоподражание «Озвучь картинку»
Детям раздаются пиктограммы различных предметов, явлений (шарик, шина, уж, кран, ветер, насос) и рекомендуется воспроизвести соответствующий звук.
— Как свищет воздух из воздушного шарика? Ответы детей: с-с-с …
— Как свищет воздух из проколотой шины?
— Как свищет вода из крана?
— Как шипит уж?
— Как свищет ветер?
— Какой звук создает насос?
Развитие фонематического восприятия, представления.
Дидактическая игра «Поймай звук [С]»
Логопед предлагает детям внимательно послушать согласные звуки и хлопнуть в ладоши только на звук [С].
Дидактическая игра «Собери урожай»
Дети получают набор предметных картинок с изображением ягод и фруктов. Отбирают только те, в названиях которых «живет» звук [С]
Закрепление связи между звуком и буквой С.
Графические трансформации.
Упражнение «Найди букву С в различных предметах».
На рисунке изображены различные предметы. Дети ищут в предметах букву С.
Работа с тематическими таблицами.
Дети накрывают фишками-квадратиками плоды только синего цвета, только сладкие, только кислые.
Итог занятия. Рефлексия
— Какой звук мы сегодня учились произносить? (Ответ детей).
— Как произносится звук [С]?
Дети повторяют артикуляцию звука [С]