Конспект логопедического занятия в старшей группе: «Согласные звуки»

Цели и задачи:

  • закреплять знания детей об особенностях согласных звуков;
  • упражнять детей в умении различать гласные и согласные звуки;
  • развивать произвольное внимание, память, мышление дошкольников;
  • закреплять умение подбирать слова с заданным звуком;
  • обогатить активный и пассивный словарь детей названиями животных и сказочных героев, воспитывать любовь, бережное отношение к животным;
  • закрепить навыки звукового и звуко-буквенного анализа слов;
  • закреплять знания о предложении и умение составлять предложения по схемам;
  • развивать фонематические процессы (восприятие, представление, анализ и т.д.);
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух;
  • воспитывать интерес дошкольников к занятию, самостоятельность и чувство удовлетворения своей работой.

Материал: магнитная доска, схемы предложений, предметные рисунки, фишки для обозначения гласных и согласных звуков, индивидуальные карточки для звукового анализа.

Ход логопедического занятия в детском саду

Организационный момент

Психогимнастика «Поспорили гласные и согласные звуки»

Представьте, как это они сделали?

Г: А мы умеем петь!

C: А мы — шуметь!

Г: Мы свободно выпускаем воздух!

C: А мы создаем препятствия!

Г: Нас без голоса не бывает!

C: А нас больше!

Г: Мы красивые!

C: И мы красивые!

Г: Мы умные!

C: А мы умнее!

(Опрятные, трудолюбивые, сообразительные, изобретательные, старательные, внимательные, послушные, сильные, веселые и др.)

Хватит вам спорить, предлагаю посоревноваться.

Сравнение звуков по звуковым и артикуляционным признакам.

Логопед: Какие звуки мы называем гласными?

Развитие речевого дыхания.Дидактическое упражнение «Цепочка»

Цель: продолжать учить детей подбирать слова с заданным звуком.

Логопед: Назовите гласные звуки.

Дети называют гласные звуки.

Логопед: Звуки гласные назвали, а слова с ними встречали?

Дети: Да, встречали.

Логопед: Времени, дети, не теряйте, слова со звуком [о] подбирайте, и громко пойте.

Дети: олень, окунь, озеро, оса …

Логопед: Теперь найдем слова, в которых живет звук [а], подбирайте слова, следите за рукой и пойте.

Дети: азбука, артист, Африка, автобус, ананас, антенна.

Логопед: Слова со звуком [у] ищите и их быстро шепотом называйте.

Дети: учитель, указка, укол, умывальник …

Логопед: Какие звуки называем согласными?

Дети: Звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух наталкивается на препятствие, в произношения которых участвуют губы, зубы, язык, язычок, небо, называются согласными звуками.

Согласные звуки могут шелестеть и скрипеть, даже фыркать, шипеть, ворчать, но только не петь.

Ветерок в поле — ш-ш-ш

Вот и уж ползет в траве — с-с-с-с

Ежик пофыркал тихо — ф-ф-ф-ф-ф

Мы пригласим тишину — ц-ц-ц-ц

Дети говорят звуки и определяют, какие органы участвуют в создании определенного звука.

Логопед: Как обозначаем согласные на схемах?

Дети: На схемах согласные звуки мы будем обозначить черточкой. Эта черточка, будто препятствие на пути струи воздуха, которую устраивают губы, зубы и язык.

Пора нам снова уже поиграть, звуки будем распознавать.

Дидактическая игра «Согласный — громкий»

Цель: учить распознавать согласные и гласные звуки.

У каждого ребенка карточка

Артикуляционная гимнастика

(дети выполняют упражнения в соответствии со стихом)

Жил в ротике Язык,

Маму слушаться привык.

Рано утром поднимался,

И из ротика высовывался.

А однажды подкрались ко рту Лисичка и Волк

И запели: Язычок, язычок,

Пошли с нами на лужайку!

Нет, я с вами не пойду,

С вами попаду в беду!

Лис: Язычок, язычок,

Дам тебе я пирожок!

Язык чашечку сделал

И домик оставил.

Начали водить они его кругами,

Белоснежными горами,

Глубокими пещерами.

Встречается им Хомячок,

Спаси меня, — просит Язычок.

А Хомячок крошки проглотил и молчок!

Видит Язычок — висит шнурок,

Думает: А дерну его я.

Дернул, а то Змея!

С трудом убежал, на самое высокое дерево забрался,

В блин превратился,

И к толстой ветви прицепился.

Логопед: Какие правила нарушил Язычок?

Нельзя самому гулять,

Нельзя с незнакомцами разговаривать,

Нельзя неизвестные вещи трогать,

Нельзя на деревья залезать.

Пальчиковая гимнастика. Игра «Путешествие во дворец».

Вместе с язычком потанцуют еще и твои пальчики.

Вот этот пальчик в лес пошел,

А этот пальчик гриб нашел,

А этот пальчик взял почистил

А этот пальчик взял пожарил,

А этот пальчик все съел

И от того растолстел.

Логопед:

Пока мы путешествовали,

Некоторые звуки помирились и слоги составили.

Гласные, словно колокольчики —

Все звенят, звенят, звенят.

К ним согласные звуки

Как бабочки летят.

Дети проводят звуковой анализ слова РОТ.

Произношение звуков в слогах и словах.

— Вот перед нами дорога, по которой мы должны идти. Куда показывает стрелка? (Прямо).

Показывают рисунок с изображением леса.

— Я слышу кто-то поет: па-ба-па, би-пи-бы, во-бо-по-бо, пи-би-би-пи.

Дети повторяют.

— Это песенка рыжего маленького животного, в названии которого первый звук [б], последний — [а]. Кто это? (Белка)

— Как называют ее детенышей? (Бельчата),

— Какой первый звук в этих словах?

— Где живут бельчата? (В дупле).

— Белочка, где живет Карабас-Барабас?

— Я не знаю, — отвечает Белочка. — Может, Бобер вам поможет?

Показывают изображения бобра.

— Я покажу дорогу, — сказал Бобер, — если вы выполните мое задание.

— Замените звук [б] в моих словах звуком [п] и назовите новое слово:

борт — порт

балка — палка

бить — пить

и т.п.

Физкультминутка

Дифференциация звуков [п] — [б].

— Давайте предложим Карабасу-Барабасу подарки, в названиях которых есть звуки [п], [б].

В сумке у нас пончики,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

Печенье, бисквиты,

Бутерброды и пончики.

Дидактическая игра «Фразовый конструктор»

Каждому ребенку дается полоска с первым словом — рисунком. На столе карточки с различными вещами. Нужно отобрать нужные карточки и выложить их на свою полоску, чтобы получилось предложение с определенным содержанием. Затем по очереди все игроки читают свои предложения.

Итог. Рефлексия

Вот закончилась наша игра.

Вам интересно, детвора?

А теперь скажите мне,

Что понравилось, что — нет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: