Конспект логопедического занятия в старшей группе: «Постановка звука С»

Цель:

  • учить правильно произносить изолированный звук [С], закрепить связь между звуком и буквой С.
  • развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематическое процессы (восприятие, представление), творческую деятельность, ассоциативное мышление.
  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Материал: альбом «Послушный язычок», пиктограммы, тематические таблицы, магнитная азбука, натуральные фрукты, предметные карточки к теме «Фрукты и ягоды», фишки-квадратики, логопедические зонды, индивидуальные зеркала.

Ход логопедического занятия в старшей группе детского сада

Орг. момент

Упражнение «Цветные ассоциации» (развитие ассоциативного мышления)

На доске пиктограммы фруктов и ягод (слива, виноград, ежевика, смородина). Дети дают ответ на вопрос.

— О каком цвете вы подумали? Ответы детей.

Упражнение «Вкусовые ассоциации»

На доске пиктограммы фруктов и ягод (вишня, лимон, груша, яблоко) Ребята дают ответ на вопрос.

Какой вкус вы почувствовали, смотря на вишню, лимон, грушу, яблоко? Ответы детей.

В словах: синий, сладкий, кислый слышите свист, шипение? Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [С]. Звук [С] обозначается буквой С (на доску прикрепляется буква С).

Упражнение «В саду» (развитие речевого дыхания)

Дети глубоко вдыхают аромат фруктов, ягод и сильно выдыхают через рот. Упражнение выполняют 3 раза.

Артикуляционные ассоциации.

Дети внимательно рассматривают символ-карты с изображением конкретных предметов и выполняют определенные движения, положения органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционное упражнение «Лягушки»

(на символ-карте изображены лягушки). Вопрос: «О каком артикуляционном упражнении вы подумали?». Ответ детей. Дети вспоминают правильное выполнение упражнения и выполняют его. Аналогичная работа проводится со следующими упражнениями.

Улыбнуться, старательно растягивая губы, а затем расслабить их (выполнить 3 раза).

Артикуляционное упражнение «Лопата»

Широкий расслабленный язык слегка выдвинуть изо рта и положить на нижнюю губу. Посчитать: 1-2-3-4-5 (выполнить 3 раза).

Артикуляционное упражнение «Горка»

Открыть широко рот. Широким языком упереться в нижние передние зубы. Плотно прижать боковые края спинки к коренным зубам. Расслабить. Счет: 1-2 (выполнить 3 раза).

Артикуляционное упражнение «Чистим зубы»

Открыть рот. «Почистить» языком нижние зубы с внутренней стороны, делая медленные движения вверх — вниз. Счет: 1-2 (выполнить 3 раза).

Постановка звука [С]

Если звук не вызывается по подражанию, то предложить ребенку просунуть язык между верхними и нижними резцами и долго произносить звук [С] в межзубном положении. Далее кончиком шпателя или специальным зондом надо нажать на кончик языка и завести его за нижние резцы. Не вынимая зонда, продолжать произносить протяжно звук, слегка растягивая губы в улыбке.

Описание артикуляции звука [С]

Губы при произношении приобретают положение следующего гласного.

Зубы сближены на расстояние примерно в 1 мм.

Кончик языка упирается в нижние зубы.

Спинка языка выгнута, и посередине образуется горка.

Боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов.

Выдыхаемая холодная струя воздуха, проходит по середине языка.

Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют. Дети произносят звук [С], контролируют положение органов артикуляции перед зеркальцами.

Фонетические ассоциации.

Игра — звукоподражание «Озвучь картинку»

Детям раздаются пиктограммы различных предметов, явлений (шарик, шина, уж, кран, ветер, насос) и рекомендуется воспроизвести соответствующий звук.

— Как свищет воздух из воздушного шарика? Ответы детей: с-с-с …

— Как свищет воздух из проколотой шины?

— Как свищет вода из крана?

— Как шипит уж?

— Как свищет ветер?

— Какой звук создает насос?

Развитие фонематического восприятия, представления.

Дидактическая игра «Поймай звук [С]»

Логопед предлагает детям внимательно послушать согласные звуки и хлопнуть в ладоши только на звук [С].

Дидактическая игра «Собери урожай»

Дети получают набор предметных картинок с изображением ягод и фруктов. Отбирают только те, в названиях которых «живет» звук [С]

игра собери урожай, игра звук с

Закрепление связи между звуком и буквой С.

Графические трансформации.

Упражнение «Найди букву С в различных предметах».

На рисунке изображены различные предметы. Дети ищут в предметах букву С.

игра найди звук с

Развитие внимания, мышления.

Работа с тематическими таблицами.

Дети накрывают фишками-квадратиками плоды только синего цвета, только сладкие, только кислые.

Итог занятия. Рефлексия

— Какой звук мы сегодня учились произносить? (Ответ детей).

— Как произносится звук [С]?

Дети повторяют артикуляцию звука [С]

автоматизация звука с

Рейтинг
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: