Мастер-класс психолога: «Режиссерские игры как метод развития воображения детей»

Вступительное слово психолога:

В наше время очень большое внимание в педагогике уделяется творческому развитию ребенка. Какое же творчество обойдется без воображения, фантазии.

Мы и так забираем много времени на обучение детей. Появляется вопрос, как можно развить воображение ребенка, при том что он будет заниматься любимым видом деятельности — игрой?

На помощь нам приходит:

Режиссерская игра, как вид творческих игр дошкольников.

  1. Игра «Передай игрушку и назови режиссерскую игру своего детства»

Цель: вспомнить приятные события детства; поднять эмоциональный настрой в группе.

Продолжительность: 7 мин.

материал; мягкая игрушка, магнитофон, диск с записью мелодии для сопровождения игры.

Психолог просит участников вспомнить, в какую игру больше всего любил играть каждый из них. Под музыкальное сопровождение передается игрушка. Как только музыка заканчивается, тот, у кого есть игрушка, называет игру своего детства.

Обсуждение: как вы считаете, для чего проводилась игра.

  1. Игра «Групповая наработки понятия «Игра»

Цель: дать обобщенное определение понятия «игра».

Продолжительность: 10 мин.

Материал: ватман с надписью слова «ИГРА», фломастеры, бумага.

Ход игры

Психолог предлагает участникам назвать слова, которые у них ассоциируются со словом «игра», поочередно на каждую букву этого слова:

И —

Г-

Р —

А —

Все слова зачитываются и подводится итог.

  1. Обзор фотовыставки «Макеты режиссерских игр».

Анализ предоставленных образцов «маркеров пространства» для режиссерских игр.

Цель: обосновать необходимость создания развивающей среды в виде «маркеров-пространства» для организации режиссерских игр в группе детского сада.

Продолжительность: 15 мин.

Материал: фотографии.

Ход работы

Теория вопроса. Большинство психологов утверждает, что режиссерская игра ребенка ассоциативная, то есть зависит от тех игрушек, которые попадают в поле его зрения. Благодаря этому и влияние взрослого на ход этой игры происходит через создание необходимой игровой среды.

Педагоги и психологи отмечают, что в детских садах малыши (особенно старшие дошкольники) мало играют. Проблема в том, что детский сад, ориентируясь на запросы родителей, основное внимание уделяет умственному воспитанию детей, подготовке их к систематическому обучению в школе. Но в игре происходит всестороннее развитие ребенка, и любую игровую ситуацию, даже ту, которая возникла спонтанно, можно использовать и для воспитания, и для обучения. А уж для осуществления индивидуального подхода, личностно-ориентированного взаимодействия, игра подходит, как нечто иное, особенно режиссерская.

Для мальчиков и девочек режиссерские игры следует организовывать отдельно, тогда они будут способствовать гендерному воспитанию дошкольников. Сюжет «мальчишеских» игр может разворачиваться вокруг профессий — водитель, строитель, автослесарь, а «девичьих» — парикмахер, врач … А лучше спросить у детей и уже по их желанию создать условия для развертывания игры.

Условиями для режиссерской игры являются:

  • организация специального индивидуального пространства для ребенка;
  • обеспечение времени и места для игры в жизни ребенка (распределение программного материала в группе в неделю, составление сетки занятий, предоставление в группе места для режиссерской игры и хранения игрового материала).

Предполагается, что в режиссерских играх дети сами придумывают сюжет, реализуют свои замыслы, создают игровые ситуации с готовыми игрушками. Однако так происходит не всегда. Воспитатель в таких случаях может выступать в роли ненавязчивого помощника и незаметно влиять на детские игры через создание предметно — игровой среды. Так, материалы, рисунки, пособия, которые использовались на занятиях, можно предоставить детям в свободное пользование. К этому можно добавить незнакомые детям предметы и игрушки как ассоциативный ряд, которые могут стать ключевыми и способствовать обогащению содержания игры новыми событиями.

Организовать детскую игру можно путем введения игровой условной ситуации. Так, взрослый начинает играть сам. Сажает игрушку-зрителя, берет в руки игрушечный микрофон и сообщает, что спектакль начинается. Кто-то из детей обязательно заинтересуется и подойдет. Инициативу можно передать детям, а можно попроситься и остаться играть с ребенком. Стоит помнить, что в режиссерской игре участвуют не все дети, а один ребенок, поэтому «заорганизовывать» этот процесс не следует.

Приглашение к осмотру фотовыставки с предоставлением комментариев во время работы.

Обсуждение в группе. Предоставляем участникам возможность выразить свои мысли и предложения по организации фотовыставки.

  1. Упражнение «Изготовление макетов для режиссерских игр»

Продолжительность: 20 мин.

Материал: сопроводительная мелодия, принадлежности для художественного творчества, детские рисунки, иллюстративный материал, игрушки.

Весь материал подбирается по определенной тематике, например, «Семья», «Зоопарк», «Морское дно», «Сельское подворье», «Клумба» и другие.

Итог.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: