Цель:
- познакомить детей с комплиментами, учить использовать их в своей речи, называть друг друга ласковыми словами, закрепить понятие, что такое друг, воспитывать доброжелательное и вежливое отношение друг к другу;
- развивать умение по интонации голоса, мимике жестов, показывать свое отношение к друзьям.
Материал: кукольный театр (заяц, мышь, лиса, ежик, бабочка), веточки с елки, кубики, ребристая доска.
Ход занятия средней группе детского сада:
I. Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый день малыши, к нам сегодня пришли гости, давайте все вместе поздороваемся с гостями.
— Дети, а какими еще словами мы можем поздороваться с другим человеком? (Добрый день, доброе утро, хорошего здоровья). Кроме приветствия существует много добрых и ласковых слов, которые называются «комплиментами».
— Послушайте, пожалуйста, какие комплименты я буду говорить.
— Настенька, у тебя сегодня замечательный вид.
— Оля, у тебя красивое платье.
— В Димы красивые глаза, прическа, улыбка.
— Дети, а вы хотите научиться делать комплименты?
Дидактическая игра «Вежливые отгадки».
Становимся все в круг, в середину круга нам необходимо выбрать ведущего. Ведущий закрывает глаза, а мы с вами будем идти по кругу взявшись за руки и произносить слова:
Один, два, три, четыре, пять,
Попробуй отгадать.
Кто тебя сейчас похвалил
Комплимент тебе подарил?
— С последними словами, я передам цветочек ребенку, который будет говорить комплимент, похвалы. Ведущий открывает глаза, и отгадывает, кто сказал ему комплимент.
После игры воспитатель хвалит детей.
— Молодцы дети, быстро вы научились говорить комплименты.
II. Основная часть.
— Дети, у вас есть друзья?
— Артем, кто твой друг? Почему ты считаешь его своим другом?
— У каждого из вас есть друг или даже несколько друзей, которых вы любите, понимаете, с которыми делитесь игрушками, и, конечно, не ссоритесь. С друзьями вы гуляете, рисуете. Без друзей жить невозможно!
— Конечно, и между друзьями могут произойти недоразумение, но главное, необходимо помнить правила дружбы.
А правила дружбы такие:
если ты виноват, умей признать свою вину и извиниться;
на друзей не нужно злиться и ссориться с ними;
необходимо уметь уступать и помогать друзьям сделать то, что у них не получается.
Тогда у вас будет много хороших и верных друзей.
— И как пример, мы посмотрим историю о зайце, который едва не потерял своих друзей и едва не попал в беду. Встаньте, один за другим станьте ровно. Мы сейчас с вами отправимся в лес. Дорога будет далека, на пути будут встречаться препятствия, мы должны их преодолеть.
Звучит музыка. Физкультминутка.
— Мы идем друг за другом, через реку, через мост и заходим в лес (дети должны перепрыгнуть через реку, дальше пойти по ребристой лесенке и переступить через веточки елки).
— Вот мы и пришли в лес, садитесь и слушайте сказку.
Кукольный спектакль для дошкольников «Самые лучшие друзья».
Заяц (поет и веселится): Я самый смелый, сильный, ловкий, никто в лесу мне не нужен, я никого не боюсь!
(Появляется мышка).
Мышка: Добрый день, Зайчик! Я слышала, что ты смелый, ловкий, никого не боишься. Давай с тобой дружить, ты будешь меня защищать. Согласен?
Заяц: Что? С тобой дружить? Я — Заяц, который гуляет сам по себе, и никто мне не нужен. А ты, мышка, иди и держись от меня подальше (мышка убегает). Как хорошо мне одному: хочешь — спи, не жизнь — а малина!
(Появляется ежик).
Ежик: Зайчик, добрый день! Давай с тобой дружить, ты такой смелый!
Заяц: Ха — ха! Тоже мне друг нашелся. Мне и без тебя хорошо. А ну, ежик, ни головы, ни ножек — катись отсюда, пока цел, а ко мне не приставай
(Ежик катится). Это смех! Тоже мне друг нашелся, одни колючки. Одному быть — другое дело, это счастье. Посмотрите, какой я смелый!
(Появляется бабочка).
Бабочка: Добрый день, Зайчик! Будь моим другом! Ты храбрый, сильный, будешь меня защищать!
Заяц: Хо — хо! Смех! Я тебя на одну лапу положу, а второй придавлю! Лети, пока цела, а ко мне не приставай! Мне и одному хорошо, зачем мне друг! (Бабочка улетает). Ну, наконец, я остался один! Как хорошо одному на свете жить! Как хорошо самого себя любить! Как замечательно мне играть с самим собой. И совсем мне не нужен никакой друг!
(Появляется лиса).
Лиса: Кажется, это голос зайчика. Ты смотри, хвастается! Сейчас я его съем, голубчика (лиса хватает зайца). Попался, голубчик!
Заяц: Ой! Что со мной случилось?
Лиса: Посиди, пока я подремлю, а проснусь, съем тебя.
Заяц: Что мне делать? Совсем я один, никому мне помочь, почему я не согласился на дружбу с ежиком, бабочкой и мышкой. Бедный, я, бедный, съест меня лиса!
(Летит бабочка).
Бабочка: Зайчик в беду попал! Полечу к ежику и мышке, нужно их на помощь звать! Ежик, мышка на помощь, на помощь! Зайчик в беду попал.
(Появляются все звери).
Все вместе: Зайка, держись, мы спасем тебя с беды! (Шумят, пугают лису).
Лиса: Ой, охотники! Нужно бежать! (Лиса убегает, зайчика освобождают).
Заяц: Спасибо, что вы меня спасли. Без вас меня бы лиса съела. Простите меня, я понял, что без настоящих друзей на свете не прожить! Я хочу с вами дружить.
С тех пор заяц, бабочка, ежик и мышка стали лучшими друзьями.
III. Заключительная часть. Рефлексия
— Дети, вам понравилась сказка?
— А что случилось, в сказке?
— Правильно ли вел себя зайчик со зверушками?
— Правильно ли поступили мышка, бабочка и ежик, что спасли зайчика?
— Правильно, дети, без друзей на свете невозможно прожить. Друзья помогут в беде. С друзьями весело и интересно. И мы с вами, дети, тоже умеем дружить.
— Покажем, какие мы дружные. Становимся все в круг, беремся за ручки, поднимаем их вверх и говорим: «Мы — друзья».