Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328
Возрастная группа: старшая, средняя
Задачи:
- формировать согласованность речи с движением, развивать слуховое внимание, фонематический слух и восприятие, развивать мышление, воображение;
- закрепить представление о том, что звуки бывают гласные и согласные, закреплять их условные обозначения, формировать понятия «звук» и «буква», закреплять умение выделять первый звук в словах, познакомить детей со звуком [с] его артикулярно — акустическими характеристиками, графическим изображением буквы С;
- упражнять в слуховой дифференциации гласных и согласных звуков, тренировать произношение звука [с], упражнять в подборе слов со звуком [с] в начале слова;
- воспитывать самостоятельность детей в работе с печатной тетрадью, воспитывать интерес к познавательным задачам.
Оборудование: картинки-схемы гласные и согласные звуки, картинки для обозначения речевых звуков и неречевых звуков, картинки изображения животных, домики с окошками для определения количества слогов в слове, графическое изображение буквы С, шляпа, аудиозапись звуков, фрагмент м/ф «Петя Пяточкин»
Раздаточный материал: фишки гласные и согласные звуки, карточки с рисунками для определения первого звука в слове, карточки с буквой С для раскрашивания, карандаши, камешки в тарелочках, карточки для изложения буквы С.
Предварительное изучение стихотворения о звуках и буквах
Ход занятия в разновозрастной группе детского сада
Организационный момент
Дети становятся в круг с воспитателем поют песню приветствие «Добрый день!»
Воспитатель: Улыбнитесь дорогие дети.
Друг другу шлите приветы.
Время занятие начинать.
И добросовестно работать.
Воспитатель: Дети, а какое у вас сегодня настроение хорошее или плохое?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем изучать грамоту.
А чтобы настроение было замечательное пусть каждый скажет слово хорошо.
Игра «Хорошие слова»
Дети стоят в кругу поворачиваются по очереди друг к другу и говорят красивые слова (например: Арина ты красивая, Егор ты трудолюбивый)
Воспитатель: Молодцы! Приглашаю всех за столы.
Воспитатель: Дети, я знаю что вы очень любите смотреть мультфильмы. Я тоже очень люблю один замечательный мультик, давайте вместе просмотрим.
Включает фрагмент м\ф «Петя Пяточкин».
Заходит герой из мультфильма.
Воспитатель: Дети, смотрите это же Петя Пяточкин из мультфильма, настоящий.
Петя: Добрый день малыши!
Дорогие мальчики и девочки!
Друзья помогите, меня грамоте научите!
Воспитатель: Петя, садись пожалуйста. Но будь послушным и старательным.
Основная часть занятия
Воспитатель: А сейчас дети я предлагаю вам прослушать различные звуки. (Дети прослушивают различные природные и бытовые звуки)
Воспитатель: Петя, что ты услышал.
Петя: Ничего не понял
Воспитатель: Дети, это мы с вами прослушали речевые и неречевые звуки. (Показывает карточки с рисунками речевых и неречевых звуков)
Дети: Неречевые
Воспитатель: А что вы услышали?
Дети: Я услышал (а) звук (дождя, голос кошки, рычание собаки, как мнется бумага и т.п.).
Воспитатель: А теперь поднимайтесь на ножки и вспомним, какие мы звуки знаем.
Львенок как рычит? — р-р-р
Как вода в ручье бежит? — с-с-с
Как комарик наш жужжит? — дз-дз-дз
Как змея в траве шипит? Ш-ш-ш
И мы немножко пошумели и тихонечко присели.
Воспитатель: Дети, а какие звуки речевые?
Дети: Речевые звуки это те, которые произносит человек.
Воспитатель: А какие речевые звуки бывают?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель показывает схематическое изображение звуков (гласные согласные твердые и согласные мягкие)
Воспитатель: Какие это звуки гласные? С помощью чего они произносятся Сколько гласных звуков вы знаете?
Воспитатель: А как произносятся согласные? Что нам мешает их произнести?
Петя: А я все понял. Вы знаете, у меня есть такие друзья Звуковички, согласный твердый и мягкий. (Показывает человечков Звуковичков).
Они постоянно ссорятся из-за игрушки, помогите мне распределить кто игрушкой будет играть
Дидактическая игра «Согласные буквы»
Воспитатель: Вот мы и помогли нашим друзьям. Теперь они не будут ссориться.
Физминутка
Воспитатель: Пока мы играли Петя оставил нам задачу. Надо сделать звуковой анализ слов. А помогут нам фишки человечки.
Сад, сок, (по очереди)
Сыр (самостоятельно выкладывают с помощью фишек)
Воспитатель: Молодцы! А мы переходим к следующему заданию.
Воспитатель: Что такое слог? Из чего состоят слова? А предложения из чего состоят?
Дети: Слог-это часть слова. Слова состоят из звуков. Предложение состоят из слов.
Дидактическая игра «Разделите слова на слоги»
Петя. Дети, посмотрите! Вот я нашел какую-то карточку, здесь на ней какое-то изображение. А что это значит я не понимаю.
Знакомство с буквой С и звуком [с].
На что она похожа?
Какие слова знаете начинающиеся на букву С?
Воспитатель: А чтобы лучше произносить этот звук надо выполнить упражнение.
Мимическая гимнастика
- Нарисовать в воздухе букву
- Выложить из камешков
- Раскрасить букву С. Работа тетради
Воспитатель: Петя ты понял? Мы познакомились со звуком [с] и буквой С.
Петя: Но все равно не понимаю, чем звук отличается от буквы?
Воспитатель: А сейчас наши дети расскажут стихотворение о буквах и звуках.
Стихотворение «Звуки и буквы»
Петя: Спасибо дети, вот теперь мне все понятно. Но мне пора возвращаться в свой мультфильм. До свидания!
Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами сделали доброе дело, научили Петю Грамоте.
Итог. Рефлексия
А мы сейчас с вами попробуем оценить ваши старания.
Упражнение для рефлексии «Шляпа»
Раз, два, три в шляпе будешь ты… (дети рассказывают, понравилось ли занятие, было трудно? С какой буквой познакомились?)
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается, все старались, все молодцы.