Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328
Цель:
- познакомить родителей с понятием «психологическая готовность ребенка к школе»;
- познакомить с упражнениями на развитие познавательной сферы ребенка, научить родителей формировать у ребенка готовность к обучению в школе, в частности мотивационную готовность;
- способствовать конструктивному общению взрослого с ребенком.
Задачи:
- ознакомление родителей с общими результатами диагностической работы проведенной психологом;
- повышение компетентности родителей;
- информирование родителей о понятии «психологическая готовность к школе»;
- знакомство, сплочение группы, настройка на совместную работу;
- обучение родителей простым формам работы с детьми, которые формируют готовность к школе, в частности мотивационную готовность;
- развитие навыков рефлексии родителей
Оборудование: маркерная доска, маркеры, ручки, бумага для заметок по количеству родителей, буклеты для родителей.
Ход тренинга психолога детского сада
Приветствие, представление, сообщение темы и цели занятия.
Психолог. Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас видеть и поздравить с тем, что ваши дети уже подошли к такому ответственному и очень интересному периоду своей жизни, как переход в школу.
Упражнение «Знакомство»
Родители, передавая по кругу цветочек, называют имена-свое и ребенка, объясняя, почему они его назвали именно так.
Правила работы на занятии
Психолог озвучивает правила работы на тренинговом занятии. Правила записывают на доске.
Правила группы:
слушать и слышать (один говорит – все слушают);
быть активным;
быть терпимым;
правило поднятой руки;
быть позитивным.
Упражнение «Ожидание»
Психолог. Когда вы решили принять участие в тренинге, каждый из вас имел какую-то свою цель: хотел услышать ответы на свои вопросы, имел определенные относительно этого ожидания. Пожалуйста, запишите все это кратко на бумажках.
Перед тем как мы приступим к разговору по нашей теме, я предлагаю определить вашу степень беспокойства в связи с приближением школьного обучения своего сына или дочери.
Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает чувство радости и уверенности в связи с этим событием.
Поднимите две руки, только те, кто испытывает умеренное беспокойство;
Поднимите руку, только те, кто уже испытывает сильное волнение, беспокойство;
Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетний ребенок, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостным и успешным. Родителей будущих первоклассников волнует десятки вопросов связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению.
Как мы готовим малыша к школе? Большинство ограничивается тем, что пытается научить ребенка писать, читать и считать. Пятилетний ребенок еще не может серьезно заниматься, поэтому абсолютно допустимо, чтобы такие «уроки» сопровождались скандалами, криками, слезами. Может, лучше и вовсе не готовить ребенка к школе? Придет время и он сам всему научится?
Педагоги и психологи считают, что обязательно надо. Но без принуждения и наказаний. Не стоит заставлять ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел. Ведь для того, чтобы усвоить знания, надо поглощать их «с аппетитом».
Упражнение «Диагностика чувств»
Психолог. В семье растет будущий первоклассник… со временем ребенок пойдет в школу. Много вопросов встает перед родителями. Кто больше волнуется: родители или их дети? Считается, что родители переживают в своей жизни психологический кризис трижды: когда рождается ребенок; когда ребенок идет в школу и когда вступает в брак. (Предлагается родителям написать предложение (левой рукой для тех, кто обычно пишет правой, и наоборот). Что вы испытали во время написания, опишите свои чувства.
Это упражнение помогло вам понять, что чувствует ваш ребенок, когда идет в первый класс.
Теоретический блок тренинга
(ознакомление родителей с общими результатами предварительной диагностической работы психолога с детьми и родителями)
Психолог. Психологическая готовность к обучению в школе не заключается в умении читать и писать. Если у ребенка до 7 лет сформировать неправильные навыки чтения или письма, его потом трудно переучить.
Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» — развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простые умственные задачи.
Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенных знаний, умений и навыков, как формирование благоприятности детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания.
Важнейшие показатели уровня подготовки ребенка к школе это хорошо развитые:
- речь;
- восприятие;
- память;
- воображение;
- наглядно-образное мышление;
- элементарное рассуждение;
- отделение существенных признаков предметов и явлений, доступных пониманию ребенка;
- сравнение предметов, нахождение отличных и совместных упражнений.
Мотивационная готовность.
Различают внутренние и внешние мотивы готовности:
- Внутренние мотивы – это потребность в интеллектуальной активности.
- Внешние мотивы – желание вместе заниматься значимой деятельностью.
Показатели мотивационной готовности:
- Желание идти в школу;
- Представление о школе;
- Соотношение желания и представления.
- Эмоционально-волевая готовность
Показатели эмоционально-волевой готовности:
- способность действовать по правилам во время выполнения заданий и в поведении;
- умение доводить дела до конца, высокая работоспособность;
- отношение к трудностям;
- самостоятельность;
- темп работы;
- умение оценить свою работу;
- отношение к оценке.
Нужно сформировать у ребенка умение общаться с окружающими, чтобы будущий ученик был доброжелательным с другими детьми и взрослыми; умение управлять своим телом, хорошо двигаться и ориентироваться в пространстве, чтобы у ребенка была развита мелкая моторика рук и глаз.
Важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная) готовность, то есть готовность и желание ребенка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, позитивно воспринять образ школы.
Чаще всего негативное отношение к школе формируется, если:
- ребенка в дошкольном возрасте не приучили ограничивать свои желания, преодолевать трудности;
- ребенка еще в дошкольном возрасте запугивали школой;
- ребенку описывали школьную жизнь слишком оптимистично. Встреча с реальностью в таком случае может вызвать сильное разочарование, вследствие чего у ребенка возникает негативное отношение к школе.
Интеллектуальная готовность
Показатели интеллектуальной готовности:
- содержание представлений об окружающем мире, о живой и неживой природе, определенных социальных явлениях;
- системность представлений;
- умение воспринимать задачи, не облегчая и не меняя их условий;
- способы выполнения задач;
- умение осознавать, определять способы выполнения задач, внутренний план действий;
- состояние произношения, словарный запас, связная речь;
- умение осуществлять звуковой анализ слова, состояние чтения, математических представлений, готовность к письму.
Практический блок тренинга
Упражнения и игры на развитие познавательных процессов у детей
(проводим с родителями, чтобы научить их использовать материал в домашних условиях)
Игра «Запрещенная цифра»
Цель: формировать внимание, произвольность и самоконтроль
Психолог называет вслух цифры. Игроки повторяют их хором, кроме одной цифры, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, участники должны просто хлопнуть в ладоши.
Игра «Чего не хватает?»
Цель: развитие зрительной памяти.
Положить перед ребенком игрушки (или картинки) – до 10 штук. Пусть разглядит их в течение 1-2 мин., потом отвернется, а вы поменяете игрушки местами или одну из них заберете. Спросите у ребенка: «Чего не хватает?»
Игра «Назови одним словом»
Цель: развивать логическое мышление у детей.
Участникам предлагают назвать ряд слов, а затем назвать все одним словом.
Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные.
Психолог. Сейчас устроим викторину.
- Где ребенок получает любовь? (в семье)
- Когда ребенок учится? (когда играется, спрашивает, помогает, поет, бегает — все время)
- Сколько времени, по вашему мнению, может занять ваш ребенок? (25-30 мин.)
- Сколько должен весить портфель ребенка? (1200-2000 г.)
- 6-7 лет: кризис или нет? (да)
- Что могут сделать родители, чтобы ребенок вырос благополучным? (личный пример)
- Сколько часов должен спать первоклассник? (10-11 часов, 2 часа до полуночи)
- Как вы считаете, сколько времени нужно ребенку, чтобы привыкнуть к школе? (от 1 до 6 месяцев)
- Чего прежде всего требует первоклассник в первом полугодии? (внимания, поддержки)
- Сколько времени минимум ребенок может не отвлекаться? (10 мин.)
- От чего зависит эмоциональное состояние ребенка в семье? (от любви и взаимоотношений между родителями
Памятка родителям будущих первоклассников
Любите ребенка. Не забывайте о телесном контакте с ним. Находите радость в общении с детьми.
Поощряйте инициативу ребенка.
Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным. Эффективность обучения намного возрастает, если ребенок находится в комфортном психологическом состоянии.
Не ругайте за ошибки, ни в коем случае не насмехайтесь над неудачами.
Помните о похвале. Очень важно положительное одобрение.
Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Форма оценки также (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».
Подробно вместе разбирайте ошибки.
Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.
Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись, занимайся, болван». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.
Не пытайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не начинайте проходить школьную программу.
Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достичь определенных результатов можно только затратив усилия.
Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами — специалистами, педагогами, логопедом, психологом.
Не перегружайте ребенка! Не требуйте невозможного! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.
Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи — залог хорошего обучения. Расспрашивайте его о событиях дня, что было интересным, что больше всего понравилось. При этом слушайте внимательно его ответы, уточняйте, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что это вам интересно. Как можно больше читайте ему и приучайте пересказывать прочитанное.
Не оставляйте без ответа ни один вопрос ребенка. Только в таком случае его познавательный интерес никогда не угаснет.
Помните, что дети — не только продолжатели наших личных умений и способностей. Каждый ребенок имеет право на собственное проявление своих потенциальных возможностей и на свое собственное мнение.
Старайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Ведь видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.
Рефлексия.
Оправдались ли ваши ожидания?
Что было самым важным?
Ваши пожелания?