Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328
Одним из приоритетных направлений образовательной политики нашего государства является забота об одаренных детях и талантливой молодежи, ее творческом, интеллектуальном, духовном и физическом развитии. Именно поэтому перед каждым педагогом стоит задача, направленнная на обеспечение формирования интеллектуального потенциала нации путем создания оптимальных условий для всесторонне одаренных детей и учащейся молодежи. Создание условий для выявления и оптимального развития соискателей дошкольного образования, в том числе талантливых, одаренных, а также просто способных детей является одним из главных направлений образовательной деятельности дошкольного учреждения. И это именно то направление, которое требует согласования действий многих субъектов образовательного процесса: заведующего, практического психолога, педагогов, родителей, общественности.
Наиболее благоприятный период для развития детского таланта — это дошкольное детство. Поэтому задача педагога-дошкольника — найти, раскрыть и способствовать развитию способностей ребенка. Выявить одаренных детей среди других можно разными способами. Например, обратиться к психологу, провести собственные наблюдения.
Одаренные дети оказываются ярче всего в таких сферах деятельности: интеллектуальной, академических достижений, творчества (креативности), коммуникации и лидерстве, в различных видах деятельности и двигательной сфере.
- Интеллектуальная сфера.
Одаренный ребенок отличается хорошей памятью, живым мышлением, любознательностью, хорошо решает задачи, связанно излагает свои мысли, может иметь способности практически применить знания.
- Сфера академических достижений — это успехи в освоении чтения, математики и т.п.
- Творчество (креативность).
Ребенок очень любознателен, проявляет независимость и оригинальность, выражает оригинальные идеи.
- Общение.
Хорошо приспосабливается к новым ситуациям, легко общается со взрослыми и сверстниками, проявляет лидерство в играх и занятиях с детьми, инициативный, берет на себя ответственность за свои действия.
- Сфера художественной деятельности.
Ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации, увлекается художественными занятиями, его работы отличаются оригинальностью. Проявляет интерес к музыке, легко воспроизводит мелодии, с удовольствием поет, пытается создавать музыку.
- Двигательная сфера.
Высокий уровень мелкой моторики, четкая зрительная-моторная координация, широкий диапазон движений, хорошо владеет телом, высокий уровень развития основных двигательных навыков.
Характерные особенности одаренных детей:
- Одаренные дети обладают хорошей памятью, личным мировоззрением, хорошо развитым абстрактным мышлением.
- В одаренных детях хорошо развито сознание, теоретический образ мышления.
- Одаренные дети, как правило, очень активны и чем-то заняты. Они стремятся работать больше других или занимают себя сами, иногда делами, непосредственно не касающимися занятия.
- Одаренные дети предъявляют к себе высокие требования, у них остро развитое чувство справедливости, они больно воспринимают общественную несправедливость.
- Одаренные дети настойчивы в достижении результата в сфере, которая их интересует, для них характерен творческий поиск.
- Они хотят учиться и достигают в этом успехов. Обучение дает им удовольствие.
- Благодаря многочисленным умениям (классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, планировать и прогнозировать, делать выводы) они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью, особенно в области литературы, математики, проведении опытов.
- Они умеют критически оценивать окружающую деятельность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений, фантазировать.
- Они задают много вопросов и заинтересованы в положительных ответах на них.
- Занятие для них особенно интересно тогда, когда используется исследовательский метод.
- Одаренные дети с удовольствием выполняют сложные и долгосрочные задачи.
- Одаренные дети проявляют устойчивый интерес к чтению, имеют значительный по объему словарный запас.
- Благодаря частому обращению к средствам массовой информации, они, в основном, умеют быстро выделять наиболее значимые сведения, пытаются самостоятельно найти важные источники информации.
- Многие из них ставят перед собой задачи, выполнение которых требует много времени.
- Одаренным детям присуще чувство юмора, они имеют хорошее здоровье, жизнерадостные, хотя изредка попадаются дети со слабым здоровьем.
- У них преувеличенное чувство страха, эмоциональная несбалансированность по сравнению с их сверстниками.
Чтобы дети успешно учились в школе, необходимо формировать у них познавательный интерес еще в детском саду. Проведение интеллектуальных игр способствует применению дошкольниками своих знаний о различных предметах, явлениях, дети могут сполна проявить эрудицию. Ведь обычно в таких играх участники должны отвечать на вопросы из разных областей знаний.
Потребности дошкольников в рамках традиционных занятий не всегда могут быть удовлетворены из-за разного уровня развития сверстников. Поэтому работа с одаренными или просто способными детьми может приобретать разные формы.
Игра-самое любимое занятие детей. Интеллектуальная игра – это вид игры, который базируется на применении участниками своего интеллекта и эрудиции. Именно в данном виде учебной деятельности проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Интеллектуальная игра способствует формированию умения нестандартно мыслить, быстро и лаконично излагать свои мысли, применять знания, полученные на занятиях и добытые самостоятельно, в необычной для детей ситуации. Среди интеллектуальных игр: кроссворды, ребусы, загадки, метаграммы, анаграммы, шарады, чайнворды, шашки, шахматы, «Танграм», «Волшебные палочки», «кубик Рубика», чудо-змейка, головоломки, лабиринты, компьютерные игры и др.
Интеллектуальные игры которые можно использовать в своей работе: командные и индивидуальные. Особенностью командных интеллектуальных игр является то, что дети не только демонстрируют свои знания, но и учатся сотрудничать, достигать общей цели, поддерживать друг друга. Среди командных игр, которые можно проводить с детьми: «Брейн-ринг», «Умники и умницы», «Математический марафон», «Логический квест». Задания к командным интеллектуальным играм составляют вопросы на логику, смекалку, внимание.
Во время индивидуальных игр, в которых каждый играет сам за себя, дети могут проявлять инициативу, демонстрировать свои знания и умения, а затем гордиться своими достижениями.
Заслуживает внимания и такая разновидность интеллектуальных игр, как настольно-печатные. Такие игры ярко оформлены и направлены на развитие: логического мышления — «Угадай быстро», «Реши задачи»; внимания — «Лабиринт»; памяти — «Головоноги», «Бим-Бам»; смекалки — «Необычная викторина» и тому подобное. Популярными являются игры на карточках. Их можно использовать по-разному, они не занимают много места и позволяют детям играть без участия взрослого.
Итак, интеллектуальные игры для детей должны решать такие основных задач:
- Игра должна быть, прежде всего, интересной, увлекательной, воспитывать в ребенке дух соперничества, учить не бояться конкуренции, развивать детский энтузиазм.
- Игра не должна быть слишком сложной, чтобы ребенок не утратил любопытства, как и слишком легкой, на которую ребенок может обратить внимание. Она должна быть с оптимальным уровнем сложности.
- Должно обеспечивать мылительную, познавательную активность ребенка, формировать основу адаптации ребенка к сосуществованию в детском коллективе.
- Игра должна быть наградой для ребенка, интересным моментом в жизни, а не наказанием. Чтобы избежать подобных ассоциаций, ребенок должен чувствовать, что его старания замечают другие, хвалят его умения и не ругают за ошибки или поражение.
- Законы интеллектуальной игры должны строиться по принципу: минимум зрителей – максимум задействованных.
Но, чтобы играть ребенку было интересно и полезно, надо учитывать возраст ребенка, особенности его развития и эмоциональное состояние.
Интеллектуальные игры объединяет одна общая черта: они призваны всесторонне развивать детей, направлять в желаемое русло формирование их мировоззрения. Каждая интеллектуальная игра несет в себе глубокую смысловую нагрузку и имеет конкретно определенную цель, путь к которой лежит через выполнение задач, поставленных перед ребенком в игре. Эти задания отличаются разнообразием, постепенно усложняются, периодически повторяются в другой игре и хорошо выполняются детьми, в связи с чем достигается необходимая последовательность в усилении влияния на развитие умственных и физических способностей детей.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, формируются такие качества как сообразительность, находчивость, эрудированность, дух соперничества, яркая эмоциональность, что приносит ребенку радость и наслаждение.