Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328
Цель:
- систематизировать и обобщить знания детей о транспорте;
- обогащать словарный запас детей: существительными (машина, автобус, метро, трамвай, поезд, грузовик, шофер, водитель, кондуктор, остановка, билет, гараж, пилот, машинист, капитан, такси, самолет, вертолет, корабль, лодка, мотоцикл, велосипед);
- прилагательными (пассажирский, грузовой, железнодорожный, наземный, воздушный, водный, специальный, городской);
- глаголами (ехать, сигналить, останавливаться, ломаться, ремонтировать, буксовать, стоять, плыть, уплывать, припливать, лететь, взлетать, приземляться, отбывать, прибывать);
- наречиями (быстро, удобно);
- образовывать глаголы с помощью приставок (в-, от-, за-, под-, вы);
- определять на слух шумовые звуки транспорта;
- формировать звукопроизношение дошкольников, развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат и слуховое восприятие;
- закрепить умение группировать предметы по определенным признакам;
- дифференцировать звуки (Р), (Л);
- делать звуковой анализ слов (машина, гараж, колесо …);
- учить составлять рассказ по рисунку;
- развивать мелкую моторику в логоритмических упражнениях, память, внимание, фонематический слух – выделение звука в слове, развивать логическое мышление;
- учить детей контролировать свою речь.
Оборудование: карточки «загадки» с изображением транспорта, «Артикуляционные карточки», карточки с изображением машины, самолета, колеса и прочее для разбора звукового анализа слов; карандаши; карточки «Какой предмет лишний?»; игрушечные животные; карточки «Части транспорта»; игрушечный транспорт.
Ход логопедического занятия в старшей группе детского сада
- Организационный момент.
Дети заходят и здороваются.
Добрый день, мои малыши!
Очень рада вас приветствовать.
Наберем в ладони смеха,
Кинем всем гостям на потеху.
Навострим наши уши,
Чтобы могли внимательно слушать.
Логопед: На наших занятиях есть одно главное условие, мы все звуки, все слова произносим четко, громко и правильно, у нас есть девиз и давайте мы его скажем. (Дети вместе проговаривают).
Мы будем разговаривать,
Произносить все звуки,
Громко, четко, умело,
Чтобы все нас понимали.
- Основная часть.
Логопед: Сегодня мы отправимся в путь,
Но, представьте себе, друзья, — не пешком.
Чтобы ездить, быстро плыть и летать,
Во что надо сесть девочкам и мальчикам? (В транспорт)
— А на чем мы будем путешествовать, мы узнаем, когда посмотрим на эти необычные карты. Чтобы их рассмотреть, надо на них подуть. (Дети дуют и называют транспорт).
— Обратите внимание, какая цифра изображена на ваших рисунках. (Дети называют от 1 – 6).
— Эти цифры определят, в какой последовательности и на чем мы будем путешествовать ( 1 – легковой автомобиль; 2 – автобус; 3 – самолет; 4 – поезд; 5 – корабль; 6 – грузовик).
— Итак, мы с вами отправимся в путешествие на разных видах транспорта.
— Но прежде чем стать пассажирами, давайте мы поиграем в интересную игру.
Дидактическая игра «Звуки транспорта».
(Видео-презентация. Дети на слух определяют звуки транспорта и его виды).
— С этим заданием мы справились и можем отправляться в путешествие.
— Какой вид транспорта у нас под номером 1? (Легковой автомобиль)
— Молодцы, давайте представим себя пассажирами этого легкового автомобиля (показ картинки).
(Дети садятся на стулья).
— Пока мы будем ехать, немного поиграем.
Говорить каждый привык
Имеет каждый из нас язык
Но не всех он привык слушаться.
А чтобы он стал послушным, мы сделаем несколько упражнений.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Лопатка».
Упражнение «Чашка».
Упражнение «Индюк».
Упражнение «Лошадка».
Упражнение «Гармошка».
Упражнение «Маляр».
Упражнение «Качели».
Упражнение «Конфетка».
— А пока мы будем ехать, давайте определим, сколько слогов в слове «машина»?
— Назовите первый звук в слове «колесо»?
— Кто управляет автомобилем? (водитель, шофер)
— Что может делать автомобиль? (ехать, стоять, ломаться, тормозить, буксовать, сигналить)
— Вот наша первая остановка (дети встают со стульев).
— На чем мы будем путешествовать дальше? Что у нас изображено на картинке номер 2? (автобус)
— Но чтобы стать пассажирами автобуса, нам нужны билеты (дети получают билеты с изображением транспорта и делают звуковой анализ слов).
— Дети, а вы знаете кто такой «кондуктор»?
— А сейчас я стану «кондуктором» и проверю ваши билеты (логопед проверяет правильность выполнения заданий и дети становятся пассажирами автобуса; садятся на стулья).
Логопед. Мы в автобус дружно сели,
В окошко посмотрели,
Наш шофер нажал педаль,
И автобус едет вдаль.
— А пока мы едем, посчитаем слова в предложении: Пассажиры едут в автобусе. Самолет летит высоко. Корабль плывет.
Дидактическое упражнение «Эвристическая беседа».
— Ты время не теряй, на вопрос быстро отвечай.
— Каким транспортом чаще всего путешествуют люди? (автобусом, автомобилем, поездом, кораблем, самолетом).
— Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (пассажирский).
— Как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой).
— Как называется транспорт, который ездит по железным рельсам? (железнодорожный).
— Как называется транспорт, который летает в воздухе? (воздушный).
— Как называется транспорт, который движется под землей? (подземный).
-Как называется транспорт, который перевозит пассажиров по городу? (городской)
Физминутка.
— А сейчас у нас остановка, будет у нас физкультминутка (логоритмическое упражнение «Автобус» в музыкальном сопровождении).
Логопед. — На чем мы будем путешествовать, транспорт под номером 3? (самолет).
— Чтобы стать пассажирами самолета нам тоже нужны билеты (дети получают карточки, в которых нужно определить «Что здесь лишнее?», Почему? Дети объясняют).
— Ну что, занимайте свои места и представьте себя пассажирами этого самолета.
— Пока будем лететь, немножко поиграем.
-Кто управляет самолетом? (пилот, летчик, штурман)
— Что может делать самолет? (лететь, взлетать, приземляться)
— На чем еще можно летать, кроме самолета? (парашюте, ракете, вертолете, воздушном шаре)
Игровое упражнение «Скажи наоборот»
Отъехал – (подъехал);
Выехал – (заехал);
Отлетел – (прилетел);
Заплыл – (выплыл);
Отток- (приток)
Отбыл – (прибыл);
-Время пересесть на другой транспорт, транспорт у нас под номером 4? (поезд)
Логопед. -Я слышу какой-то шум, ой, да это у поезда собрались зверушки и не могут разобраться в какой вагон им нужно сесть, давайте поможем им. В 1 вагоне поедут животные в названии которых есть звук (Р), во 2 – звук (Л), а в 3 – поедут животные в которых этих звуков нет.
— А в 4 вагончике поедем мы и представим себя пассажирами этого необычного поезда.
— Пока будем ехать, давайте отгадаем загадки.
Есть труба, и то не печка
Есть окошко, и не дом
Еще у него есть колеса
И по рельсам едет он. (поезд)
И т.д.
— Дети, а кто же управляет поездом? (Машинист)
— А кого и что можно перевозить поездом? (пассажиров, грузы).
— А где останавливается и откуда отправляется поезд? (от железнодорожного вокзала или остановки).
— Хорошо, молодцы, вот уже и наша остановка.
— На чем мы отправимся дальше, транспорт под № 5? (корабль)
— Но чтобы стать пассажирами корабля, нам снова нужны билеты. Сейчас я вам раздам билеты» на которых изображены части транспорта, а вы должны сказать, что хотел нарисовать художник.
— Итак, давайте займем свои места на корабле и представим себя пассажирами корабля.
А кто же управляет кораблем? (капитан, а помогают матросы)
А какой еще транспорт может плавать? (лодка, пароход, катер, плот, корабль, подводная лодка).
-А что может делать корабль? (плыть, отходить, причаливать, раскачиваться, подавать сигнал, перевозить пассажиров и грузы)
— А вы знаете для чего якорь?
— Вот мы уже причалили и выходим на берег.
— У нас остался еще один транспорт? (грузовая машина)
— Дети, а мы можем все вместе стать пассажирами грузовика? Почему? (потому что она перевозит грузы, а не пассажиров).
— А давайте мы рассмотрим эту грузовую машину и составим о нем рассказ по следующим вопросам:
— Как называется это транспортное средство?
— Из каких частей оно состоит?
— Чем приводится в движение? Где движется?
— Для чего используется? Что может перевозить?
— Кто управляет этим транспортом?
— Ребята, а какой транспорт помогает людям, когда они попадают в беду? (пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина)
— Итак, наше путешествие окончилось. (Дети подходят к столику, на котором стоит игрушечный транспорт)
- Итог. Рефлексия
— Давайте вспомним, на каком транспорте мы отправились в путешествие? (на легковом автомобиле)
— А дальше путешествовали на чем? (автобусе, самолете, поезде, корабле, грузовике)
Дети находят эти виды транспорта.
— На каком транспорте вам больше всего понравилось путешествовать? Почему?
— Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Логопед. — Вы сегодня были молодцы! Справились со всеми заданиями, были активными, внимательными, веселыми!
— Я желаю, чтобы все ваши путешествия различными видами транспорта всегда были счастливыми, интересными, незабываемыми и самое главное – безопасными! А на память о нашем путешествии получите подарки.