Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 56
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 284
Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/aferni/detivsadu.ru/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328
Цель:
- совершенствовать умение закреплять произношение поставленных звуков, совершенствовать навыки детей четко произносить звуки [Р] и [Л];
- выделять звук в словах;
- совершенствовать грамматическое строение языка.
- развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;
- развивать связную речь, фонематическое восприятие (дифференциация звуков [Р]-[Л] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, связной речи), зрительное внимание и мелкую моторику;
- формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества у детей;
- вызвать положительные эмоции у дошкольников, настроение и желание помогать друзьям.
Оборудование: большой мяч, индивидуальные зеркала, игра для дыхания «Футбол», картинки «Кораблик», «Тигр» (индивидуально на каждого ребенка), игра «Дартс», мяч, две корзины, пенопластовые мячики с картинками в названии которых есть звуки [Р] и [Л], карточки, в названии которых есть звук [Р] или [Л] в различных позициях в слове, игровое панно «Солнышко», деревянные мячики, магнитофон, воздушный шарик.
Предварительная работа: заучивание чистоговорок, стихов, насыщенных звуками [Р], [Л].
Ход логопедического занятия в старшей группе детского сада
Организационный момент
Улыбнитесь, дорогие дети
Гостям нашим шлите приветы.
Время занятие начать
И добросовестно работать.
Давайте скажем девиз наших логопедических занятий (Произносят дети)
1. Логопед: Ребята, наш мяч- Фитбол очень расстроен, ему очень грустно, потому что он растерял своих друзей-мячей и шарики, давайте ему поможем найти друзей и развеселим его.
Но прежде чем мы приступим к работе, давайте выполним несколько упражнений с язычком, чтобы нам лучше было произносить четко все звуки.
Поэтому за столики садимся, начинаем делать упражнения.
Артикуляционная гимнастика
«Маляр»
«Индюк»
«Котенок»
«Парус»
«Лошадка»
2. Логопед: Вот и первое задание.
Упражнение для развития дыхания «Футбол»
Дети парами играют в настольный «футбол», дуя на ватный шарик, пытаясь забить «гол» в ворота соперника.
Вот и первых друзей нашли. Шарики из чего? (из ваты)
3. Логопед: Нужно верно произнести звуки Р, Л.
Индивидуальные задачи в картинках «Кораблик» (изолированное произношение звука Л), «Тигр» (изолированное произношение звука Р)
Анализ артикуляции звуков: Р — язык за верхними зубами, воздушная струя проходит по середине язычка, кончик языка вибрирует. Л — язык за верхними зубами, воздушная струя проходит по бокам языка.
Игра «Дартс»
Дети кидают шарик в цель и одновременно произносят слоги (ра-ла, ру-лу, ри-ли,… ар-ал, ул-ур, ир-ил…).
Вот и еще мы нашли друзей Фитбола, шарик для игры в Дартс.
4. Логопед:
А теперь найдем в словах общий звук.
Логопед называет слова.
Ласточка, самолет, мельница.
Дети: — Чаще всего встречается звук [Л].
Логопед: Все верно. Слушаем дальше.
Карусель, море, топор, картина, мир.
Дети: — Общий звук [Р].
Логопед: А сейчас давайте прослушаем стихи и определим, какой звук встречается чаще всего.
Ворон-повар для вороны
Утром варит макароны.
Вкусно завтракает ворона
С тертым сыром макароны!
Дети: — Чаще всего встречается звук [Р].
Логопед читает следующее стихотворение.
Куклу Милу Лида мыла,
С куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
Полиняла, как могла.
От обиды куклу Лида
Обменяла на осла.
Дети: — Чаще всего встречается звук [Л].
А теперь вот так поиграем, слова со звуками [Л] или [Р] называем, а поможет нам в этой игре мячик. (дети становятся в круг, логопед бросает ребенку мяч, ребенок ловит мяч и говорит слово.
Дидактическая игра «Противоположности»
Сладкий-горький,
Грустный-веселый,
Холодный – горячий,
Чистый – грязный,
Тяжелый – легкий,
Большой – маленький,
Мягкий – твердый,
Длинный – короткий.
Вот мы еще одного друга — мячика нашли.
5. Логопед: Молодцы! Мы уже нашли столько друзей.
Нужно помочь мячикам найти свою корзину. В одном будут мячики, на которых картинки, в названии которых есть звук [Л], а во втором — картинки, которые в названии которых звук [Р].Дети берут мячики из пенопласта, на которых приклеены картинки, называют их и кладут в соответствующую корзинку.
6. Логопед: — Будем еще мячики искать,
И вместе солнышку помогать.
Дружно мячики ребристые мы возьмем
И ладошки разомнем.
По ладошкам покатали
И ладошки мы размяли.
Прокатим мячик на каждый-каждый пальчик.
Замочек сделали и мячик закрыли,
Сильно прижали и открыли.
Качели для мячика из ладошек сделали.
Локти поднимаем –
Мячик покачаем.
Дети прокатывают мячи по игровому панно, на котором изображено солнышко с лучиками, которые ведут к зверькам.
Дети говорят: Солнышко согревает своими лучиками…(лисичку, рыбку, льва, рака, черепаху, белочку)
Еще нашлись друзья у нашего мячика, это ребристые мячики из дерева.
7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Затем
Игра-медитация «Я воздушный шарик» (детям предлагается закрыть глаза)
Представьте, что каждый из вас – воздушный шарик, легкий, нежный, разноцветный, большой или маленький, невесомый. Вдруг, ветерок поднял шарик, и вы полетели, вас высоко качает ветерок, словно зовет за собой. Вы поднимаетесь и летите высоко-высоко вверх. Вы видите свысока детский сад и погружаетесь, вам пора возвращаться на занятия.
А вот и воздушный шарик.
8. Логопед: Давайте с ним поиграем.
Кто шарик держит — произносит скороговорку.
(Произношение скороговорок, стихов, насыщенных звуками [Р], [Л]).
Орел на горе, перо на орле.
Булку бублик и батон
В сумке нес мой брат Антон.
Черепаха цаплю вечером
Угощала чаем с печеньем.
Заболело горло у гориллы,
Потому что горилла говорила.
Вот мы и нашли подружку Фитбола — воздушный шарик.
9. Логопед:
Еще мячики ищем,
Предложение верно составляем,
Что не верно — исправляем.
Сладкие (пирожки) выросли на дереве в саду.
Космонавт на (пароходе) полетел в космос.
У велосипеда (квадратные) колеса.
Во рту выросли (грибы), а в лесу выросли (зубы).
Морковь растет на (дереве).
Крокодил (красного) цвета.
Дети получают мячик из поролона — мягкую игрушку.
10. Логопед: А сейчас малыши
Будем друзей мячика Фитбола называть.
Дидактическая игра «Назови какой?»
мячик из резины (какой?) – резиновый,
мячик с дерева( какой?) – деревянный,
мячик из пенопласта (какой?) — пенопластовый
шарик, в котором много воздуха (какой?) – воздушный
шарик из ваты (какой?)– ватный.
А Фитбол-какой? — резиновый, большой, веселый.
Логопед. За то, что вы его развеселили, нашли ему друзей, Фитбол приготовил для вас подарки. (угощение)
Итог. Рефлексия
Скажите мне, вам понравилось, или нет?
Что больше всего понравилось?
Какие же звуки мы с вами учились четко произносить?